За многовековую историю крымский полуостров повидал множество народностей, исповедовавших самые различные религии. Самыми значительными оказались ислам и православное христианство, и не удивительно - наследие турок осман и греков византийцев пережило сами эти державы. Мы же здесь посмотрим несколько монастырей, расположенных в Крыму, как действующих так и тех, от которых остались только руины.
Пещерный монастырь возле горы Сокол – средневековый монастырь, предположительно основанный в семисотых годах нашей эры, во времена так называемого иконоборчества. Монастырь расположен у подножия горы, рядом с небольшим курортным поселком Новый Свет. Первые находки здесь были сделаны в конце девятнадцатого века неким архиепископом Гавриилом. Он обнаружил остатки храма, по его предположению это был храм Святого великомученика Георгия, просуществовавший здесь почти тысячу лет и разрушенный во время русско – турецкой войны.
Второе открытие пещерного монастыря было сделано в 20 годы двадцатого века Николаем Лезиным. Этот человек посвятил себя изучению Крымского края и не удивительно, что именно он обнаружил остатки трех храмовых пещер. В одной из них он нашел высеченный из камня крест. В других были заметны следы обустройства в виде вырубленный скамей и полочек. По предположению того же Лезина, некогда монастырь занимал гораздо большую пещерную площадь, однако в следствии того, что материал в котором были высечены эти пещеры оказался достаточно не прочным, это повлекло за собой обрушение основной части пещер, и до наших дней дожили только обнаруженные три штуки. Да и то, в очень скверном состоянии. Если приглядеться, у подножия горы, в море, которое шумит просто под входом, можно обнаружить обвалившиеся пласты песчаника, который некогда и составлял пещеры монастыря.
Попасть к пещерному монастырю не так то просто. Тропинка идет по обрывам траверсом вдоль горы, постоянно ныряя в пропасти и вздымаясь на крутины, приходится постоянно перебираться через всевозможные препятствия. По пути мы попадем в небольшую расселину, из которой истекает ручеек чистейшей воды, некогда и питавший христианский храм.
Храм Дианы, или монастырь святого Димитрия, расположен неподалеку от Судакской крепости, приблизительно в километре на запад от нее, в большом урочище, раскинувшемся на склонах Сокола – Димитраки. Некогда это был византийский крупный монастырь, сейчас же остались одни руины. Храм Дианы существовал приблизительно с девятого и до пятнадцатого века, когда в Крыму набрала могущество Османская Порта. Название монастыря определилось в начале двадцатого века, в те времена здесь еще возвышались куски стен, выложенных из местных известняков.
В 1909 году выпускник московского университета фон Эдинг проводил здесь археологические раскопки, в результате чего были найдены многочисленные фрагменты фресок, некогда украшавших Храм. Все они были вывезены и помещены в исторический музей города Москвы. Чуть позднее здесь проводил раскопки А. Фомин, который обследовал некую надгробную плиту, обнаруженную им же. По стилю написания эпитафии, Фомин предположил, что могильная плита относится к поздней византийской эпохе.
В 1975 году здесь были продолжены археологические раскопки. Руководителем был М. Фронджуло, выявивший на территории Храма Дианы несколько ремесленных мастерских. Им же была найдена матрица для изготовления окладов, обрамлявших иконы. В начале восьмидесятых здесь работала экспедиция под руководством братьев близнецов Барановых. Ими была проделана большая работа, в ходе которой территория монастыря была практически полностью расчищена. Исходя из сделанных исследований, Баранов сделал вывод, что Храм Дианы представлял собой большой купольный храм, располагавшийся в центре внутреннего двора, вокруг которого были сооружены несколько хозяйственных построек, и все это было обнесено оборонительной стеной. Западная часть Храма Дианы соседствовала с примыкавшим к ней притвором с колокольней.
Архитектурные достопримечательности Крыма весьма многообразны и интересны и одна из красивейших жемчужин этой великолепной коллекции, это несомненно храм Иоанна Предтечи, расположенный в Керчи. Храм Иоанна Предтечи является одним из самых старых сооружений средневековой постройки из всех построенных в Европе, постройка этого храма датируется седьмым веком нашей эры.
Он представляет собой довольно не простое архитектурное сооружение, которое окончательно было достроено в конце девятнадцатого века. Размеры его не слишком большие, - он в точности копирует крестово-купольную архитектуру византийских храмов, бывших образцом строительства средневековой православной церкви.
Внутри постройки можно увидеть несколько колонн, органично вписывающихся в общий план. Толстенные стены выложены из повторяющихся полос, в свою очередь состоящих из четырех рядов больших каменных блоков из белого камня и такого же количества рядов, выложенных из обожженного плоского кирпича. Из такого же кирпича выложены и основные композиционные узоры, украшающие стены и придающие им необычную красоту и объем.
Само здание церкви завершает один купол в виде полусферы, образующий центральную часть общей композиции в виде креста. Интересно то, что за все это время храм ни разу не был поврежден многочисленными землетрясениями, бушевавшими в Крыму в разные времена. Древние строители знали толк в строительстве, выбрав оптимальные пропорции стен и конструкции, которые позволили просуществовать храму практически в первозданном виде более тысячи лет.
Внутренняя часть храма Иоанна Предтечи украшена многочисленными капителями и несколькими колонами, выполненными из мрамора серого цвета с небольшими включениями голубого. Такой мрамор добывали в раннем средневековье вплоть до восьмого века на средиземноморском острове Проконс, транспортируя затем кораблями в Керчь.
Разглядывая убранство храма не сложно заметить, что легкие и изящно – вычурные капители несколько не вписываются в тяжелое средневековое убранство и общую архитектурную идею. Как считают археологи и историки, они были сделаны гораздо раньше чем был построен Храм Иоанна Предтечи, и скорее всего были взяты из базилики какого то другого храма юстиниановского периода. Для того, чтобы усилить акустический эффект, создаваемый объемным помещением храма, в стены были вмонтированы пустые амфоры, многократно усиливающие и без того отличную слышимость.
Армянская церковь расположенна в городе Ялта, и своей архитектурой она очень похожа на храм Рипсиме построенный в городе Эчмизидиане в конце первого тысячелетия нашей эры. Церковь была построена в 1914 году известным архитектором Тер — Микеловым, который в своих работах использовал наброски и эскизы большого армянского художника Вардгеса Суренянца. Сооружена она на склоне горы, круто обрывающейся к городу.
При церкви очень хитро сделан парадный подход. Южный фасад сделан в виде ложного входа, а над ним сделана красивая арка, которая тем не менее служит только для декорации. От нее вниз идет красивейшая лестница, с двух сторон засаженная вздымающимися к небу кипарисами. Наверху возле арки разбита большая площадка, рядом с которой от лестницы идет ответвление, выводящее нас к настоящему входу. Поднимаясь по лестнице можно обозреть весь громадный монолитный храм, сверху украшенный громадным шестигранным шатром. Настоящий вход в армянскую церковь расположен с западной стороны. Здесь господствует строгий стиль и гармоничные простые детали, украшающие портал. Мастерство и изящество художников, возводивших церковь достойны самой высокой похвалы, потрясающая работа декораторов проскальзывает в каждом квадратном метре отделки. Внутренности церкви также не теряются на фоне внешних красот. Купол внутри расписан мастером Суренянцем, а помимо него здесь можно полюбоваться красивейшим иконостасом, выполненным из мрамора с богатыми инкрустациями.
Косьмо – Демьяновский монастырь находится в красивейшем ущелье на склонах хребта Синап Даг. Монастырь окружают леса Крымского природного заповедника, преимущественно буковые и сосновые. История возникновения монастыря довольно запутана. Наиболее вероятна версия, высказывающая предположение о том, что в тяжелые для христиан времена, в этих местах был основан храм Козьмы и Демьяна, укрытый от глаз недоброжелателей, к которому приходило множество верующего люда. Скорее всего он был покинут и забыт во время большого переселения в 1778 году жителей крымского Южнобережья в отстроенный Мариуполь. Позднее храм возродился, трансформировавшись в монастырь. До конца 19 века монастырь был мужским, но в 1898 году мужской монастырь закрыли за распутство монахов и открыли как женский. После гражданской войны монастырь был закрыт, а в годы войны разрушен. В наше время монастырь активно восстанавливается.
Рядом с монастырем есть животворный источник Козьмы и Демьяна, который считается святым и целебным. Ко дню святых покровительствующих монастырю, сюда приезжают тысячи паломников. В эти дни, а это 14 июля, монастырь можно посетить свободно, без разрешения подписанного дирекцией Крымского Природного Заповедника. Во все остальные дни нужно спец разрешение.
По дороге к Косьмо-Демьяновскому монастырю, раз уж представилась возможность побывать в заповеднике легально, можно полюбоваться красотами Бабуган яйлы и заглянуть на Серебряную Беседку, это в противоположную сторону по Гурзуфскому седлу. С нее открываются потрясающие виды на морское побережье, раскинувшееся под нами от Меганома до Ялты.
Кизилташский монастырь был построен в восьмом веке нашей эры, на месте резиденции архиепископа Стефана Сурожского, активно отстаивающего почитание икон перед византийским престолом. Чуть позднее монастырь был покинут, и на долгие годы здесь воцарилось забвение. В начале девятнадцатого века в соседней пещере с источником, один из татарских пастухов нашел святую икону в серебряной оправе, которую передал протоирею Иосифу, позднее отдавшего ее церкви святителя Стефана. Пещера же стала относится к благословенным местам и регулярно посещаться верующими христианами, правившими в ней службу.
В тридцатые годы 19 столетия в пещере рядом с руинами Кизилташского монастыря, поселилась монахиня Константина, которая прожила в ней восемь лет, соблюдая строгий пост и постоянно читая молитвы. После этого сюда прибыли иноки, которые и возобновили деятельность монастыря, а в 1856 году архиепископом Борисом здесь была обустроена церковь Святого Стефана Сурожского.
Во времена первых настоятелей Кизилташский монастырь по чуть-чуть разрастался, и при игумене Арсении, Кизилташский монастырь обзавелся двумя каменными православными церквами. Одна из церквей была освящена в память Успения Божьей Матери и являлась летним вариантом церкви, не имевшей отопления. Вторая же была зимней церковью и была освящена в честь Святого Стефана Сурожского. Постепенно монастырь увеличил свой штат, возросло количество живущих в нем монахов и послушников, да и земельные угодья Кизилташского монастыря также увеличились.
С приходом советской власти, монастырь был ликвидирован, а имущество церковное конфисковано. На территории одно время был лечебный санаторий, а в последствии здесь расположилась военная часть с ядерными шахтами. Доступ к Кизилташскому монастырю оказался закрыт. После развала Советского Союза, в 90-х годах, Кизилташский монастырь начал снова возрождаться. Были заново отстроены несколько жилых помещений, в монастыре начали проводить службы. К монастырю начали прокладывать маршруты для паломников.
Еще один интересный монастырь на территории Крыма, вернее то, что от него осталось - Византийский, расположенный на востоке полуострова под горой Перчем в районе Судака. Это средневековый монастырь, основанный предположительно в восьмом веке нашей эры и оставленный послушниками в пятнадцатом веке. В эти неспокойные времена в Крыму участились турецких войск, стремящихся установить влияние Порты на все Причерноморье, что собственно им и удалось впоследствии. Руины византийского монастыря находятся приблизительно в полутора километрах на север от поселка Уютное, у подножия древнего кораллового рифа Перчем. Первые сведения о византийском монастыре были получены в ходе археологических работ под руководством Фомина в двадцатые годы двадцатого века. Монастырь представлял собой огромное сооружение, в храме который входил в состав монастыря были две апсиды и большой входной зал. При раскопках были обнаружены следы пожара, скорее всего уничтожившего первые постройки. Более поздние раскопки Баранова и Манко в девяностые годы позволили обнаружить несколько фресок на стенах с живописными рамками вокруг них. Чуть ниже археологами были обнаружены надписи, свидетельствующие о постройке храма после пожарища в 13 веке. В архитектуре храма прослеживается влияние армянских христианских традиций.
Стены византийского монастыря пару раз перестраивались, но впоследствии были все равно разрушены. Сохранились хорошо до наших дней лишь фундаменты и остатки храма и построек. Монастырь, скорее всего, относился к поздне-византийским монастырям, существовавшим на частные пожертвования. На территории производились захоронения и погребения членов семьи средневекового спонсора.
Регион:
|
|
Дни:
|
14.09-20.09 Безенги |