+7989-839-01-53 tryz1@yandex.ru Whatsap,Telegram: +7989-839-01-53

Фанские горы

отзыв о походе по Фанским горам

В августе ходил в поход в Фанские горы и вот недавно как-то сидел я на балконе, вдруг сработал принцип, что угодно лишь бы не учиться, решил написать, что произошло. Пишу отчет по походу уже спустя месяц или что-то около того. Наверное, поэтому сейчас, когда все произошедшее переварилось во мне, остались только некоторое послевкусие, ощущения и обрывки особенно запомнившихся событий. Однако, попробую кратко и по порядку.

Все началось в 4 утра, когда мой самолет сел в Ташкенте, недолгая процедура заполнения бумаг на выходе из аэропорта и наш гид, Виталий, встречает меня у выхода. Я планировал дождаться утра в хостеле, но как-то так вышло, что я просидел до 10 утра у аэропорта, где было неожиданно многолюдно, странное развлечение узбеков встречать рассвет на лавочке, ну да ладно. Ах да, сразу на выходе вас начинают растаскивать таксисты, восточный колорит и все такое, в 4 утра не идет...

В 10-11 грузимся по машинам и в путь до границы - ничего интересного. Далее часик проходим все мыслимые - немыслимые контроли, снова в тачку. Тут начинается интересное, надо сказать, что ехать предстояло весь день. Вскоре из окна стали видны изумительные пейзажи гор, рек. Постоянные повороты, обрывы вместо обочин, солнце то скрывающееся, то снова появляющееся из-за вершин, редко небольшие халупы с огородами и тут же лавки с овощами и фруктами. Понемногу разговорились с ребятами, тогда еще знал только пару человек по именам, все оказались очень интересными, у всех была масса историй, было ощущение, что я оказался в одной машине с заядлыми путешественниками. Как оказалось, я был недалек от истины. Долгая дорога нас разморила и часов в пять мы уже все дремали. Запомнился момент, когда я очнулся и увидел, что все, за исключением водителя, спят, мне вдруг стало страшно, что он тоже может отключиться, я вскрикнул "Не спать!", отчего все проснулись. Потом было неудобно. В дороге хотелось все запомнить снять на камеру, уж очень было красиво, удивил тоннель, ему не было конца, по мимо конца, у него еще и вентиляция отсутствовала. Когда стало темно мы съехали с асфальтированной дороги, я все думал, сколько еще ухабов смогут выдержать наши машины и вот вторая посыпалась, она могла везти только человек пять, поэтому в моей разместились все 10. Это было даже хорошо и с шутками-прибаутками мы наконец добрались до альплагеря. Первый день был очень долгим, мы быстро поставили палатки, не знаю, как остальные, но я отрубился не успев положить голову на подушку (да-да вожу с собой пуховою подушку).

В ночи пошел по нужде метров 100 по небольшому подъему, почувствовал, что мой мотор заработал, не то что бы я запыхался, но черт возьми, 100 метров! Похоже высота давала о себе знать, с этими мыслями я пошел досыпать. С утра долгие сборы, рюкзаки на осликов и в путь. Кстати об осликах, мне показалось, что по мере того, как из нагружают, их задорно поднятые вверх ушки опускаются. Осликов нагрузили до состояния горизонтальных ушей. Сначала мы шли, практически не поднимаясь, перманентно фотографировались, останавливались у каждой коряги. Красота неописуемая, ручьи, как вены, прорезали покрытую травой и мелкими деревьями землю. Вскоре начался подъём, я все больше стал смотреть под ноги, следить за дыханием, ребята поумолкли .

Куликолонское озероартучфанские панорамымутное озеро

Через пару часов я почувствовал, что врабатываюсь, а подъём закончился и мы спустились к озеру, ни одного названия от меня не ждите, я даже не пытался их запомнить. Раздевшись, я полез купаться - вышло только зайти, окунуться, поорать, и выйти. Мне утерли нос девчонки, сделав метров 10 брасом. Вода была ледяной, зеленой, дно было устлано острыми камнями, об которые я порезал палец. Солнце не слишком грело, был сильный ветер и я изрядно продрогнув, решил досушиваться на ходу, тем более, что все уже уходили. Далее было второе озеро, только еще холоднее, опыт первого купания меня ничему не научил и я окунулся снова, снова мерзну, сушусь на ходу. Через несколько незначительных перевалов мы добрались до долины, где и разбили лагерь.

перед перевалом Алаудинвершина Энергияозеро Большое Алло

Мне  внезапно захотелось согреться, костра и, наконец уже, познакомиться с людьми, с которыми мне предстояло идти. Не то чтобы вокруг были леса и по всюду валялись сухие ветки, но я не терял надежду и предложил парням сходить за хворостом, мы пошли и ничего не нашли, такие вот походники. Зато мы встретили владельца чайхоны, который предложил горячий обед, чай, а в последствии, и кров. Парни остались в чайхоне, а я пошел за остальными в лагерь. Виталий, наш гид, готовя ужин, воспринял новость о чайхоне без энтузиазма. Решив, что начинать поход надо сейчас, а удобство чайхоны и горячий плов не вписываются в мое представление о походе, я внутренне поддержал Виталия, сибарит внутри меня сказал "Эх", а девчонки предложили забраться повыше и встречать закат там. В аккурат к закату, минут через 20, пару раз форсировав реку, мы наткнулись на здоровый бульник, с которого все-все-все должно было быть видно, забрались на него и все-все-все увидели.

Если честно, я толком не помню насколько красиво все было, надеюсь оно того стоило. Потом мы спустились и шли, как казалось обратным путем назад а через 10 минут стемнело, через 20 стало темно совсем, где-то между мы поняли, что заблудились. На троих у нас был один iphone-фонарик, две палки, одна пара трэккинговых ботинок, сланцы и кроссовки. Мы долго блуждали во тьме, периодически останавливаясь и обсуждая стратегию. Часто не доходя до намеченной цели меняли направление. В какой-то момент я бросил взгляд на небо, оно было полно звезд, оно зачаровывало, звезда сорвалась и за время ее падения я успел загадать желание, чтобы все обошлось. Бессчетное количество раз мы пересекали ручьи по скользким камням, было темно и я очень боялся за девушек. На тот момент их имена плотно врезались мне в память: Николь и Даша.

Мы постоянно подавали сигналы голосом и фонарем, в какой-то момент нам ответили, мы пошли на свет и голос, которые вскоре прекратились. Тогда мы пошли на лай собак. Нам казалось, что где собаки, там и люди. На подходе почувствовался запах скотины и мы ускорились. Первое, что я увидел была пара огоньков, это были глаза, как я позже понял, глаза алабая. Собака бесновалась и вскоре к паре огоньков прибавился еще десяток, лай усилился. Стало понятно, что нам не рады, людей здесь нет, а собаки просто сторожат скот. Мы спешно ретировались. Вскоре взошла луна и мы смогли идти без фонаря. Уже потеряв всякую надежду мы увидели вдалеке костер и пошли на огонек. У самого костра нас перехватил Виталий, я думал он снимет нас с маршрута, но он лишь слегка пожурил нас и мы легли спать, был час ночи, мы выходили в семь. Надо сказать, что все происходящее, еще начиная с первого дня, виделось мне, как будто со стороны и информацию о том, что мы заблудились, я воспринял отрешенно, не знаю, насколько осознавали ситуацию Николь и Даша, но вели они себя более чем достойно. Они были очень смелыми и рассудительными, они мерзли, их ноги были мокрыми, а сами они уставшими, но не было ни намека на истерику, наверное поэтому нам удалось выйти сухими из воды.

Нужно ли писать, что после этого дня многие дальнейшие события в этом походе по Фанским горам оказались сравнительно обыденными. Утром третьего дня было холодно, впрочем, как четвертого, пятого и остальных. Ребята подтянулись из чайхоны, мы пошли. В какой-то момент мы забрались на перевал, погода испортилась, было что-то среднее между снегом и дождем, ветер казалось, задался целью сдуть нас. В такой обстановке нам предстояло ждать отстающих на верху. Мы сжались у здорового валуна, без лишней робости все стремились обложиться товарищами со всех сторон, когда кого-то начинало трясти от холода, это передавалось остальным и мы не сдерживая улыбок тряслись в унисон. Мое внутреннее ощущение не было похоже на браваду, хотя вокруг было холодно, то, что происходило, было здорово. Виталий нарезал арбуз и это был и будет мой самый парадоксальный арбуз. Позже подкрепились в пещере на спуске и к вечеру добрались до очередной чайхоны, путь вниз был простым и Виталию приходилось окликивать нас, чтобы мы не спешили. Потом был вечер, из которого запомнились посиделки в шатре чайхоны. Внутри было тусклое освещение, нужно было сидеть на коврах, и хотя беседа была вялой, я не чувствовал напряжения, даже наоборот, особенно здорово, что можно было отползти назад и стать практически незаметным, пить чай и слушать чужие неспешные беседы, ровно то, что мне требовалось на тот момент.

Новый день обещал быть самым простым в походе. Таким он и стал, мы шли вдоль реки, мимо озера с чистейшей водой и изумрудным цветом, долины из щебня и совсем скоро разбили лагерь у высокого хребта, на который еще предстояло забраться, но уже завтра. Нужно было привыкать к высоте, я Николь и Даша прогулялись к водопаду неподалеку на этот раз без приключений. Это был еще и последний день, когда ослы несли наши рюкзаки.

Нам нужны были помощники, что бы затащить пару рюкзаков наверх и мы их нашли в лице местных альпинистов. Я сознательно не вникал в дележ общественного имущества, так - как решил что пара килограмм меня не спасут. Наступил вечер я мысленно настраивался на завтра - 1200 вверх, 1200 вниз. Я не знал что такое 4700, не знал, как себя поведет мой организм, я решил приложить максимум усилий и постараться сделать все правильно, а там уж будь, как будет. С этими мыслями я и уснул.

Чимтаргаозеро Бибиджанатпрозрачные воды фанских озер

Весь следующий день слился в одно сплошное ощущение "вот еще, вот-вот чуть-чуть". Я шел в хвосте, передо мной был Анатолий Василич, бывалый походник. Он знал где лучше идти, когда надо отдохнуть, когда он подустал, мы с Димой, парнем позади меня, немного разгрузили Анатолия. Часов 5 прошли следующим образом: Я и Дима проходили участок длинной 20 метров, ждали, когда восстановится дыхание, я спрашивал "Готов?", он - "Готов!" и мы шли еще 20 метров. Периодически болела голова. Целью нашей был перевал, забравшись на который я был зол, как черт на все сразу и ни на что конкретно. Потом был спуск и долгожданная стоянка. Я залез в палатку и думал, что сил у меня больше не осталось, почему-то решил вылезти съесть суп и это мне здорово помогло. Это была вторая ночь, когда я спал в палатке не один, с Анваром, может поэтому, а может и нет, холодно не было. Спальника на 0 хватало и даже приходилось его расстегивать.

к перевалу Чимтаргапанорамы фаннских горспуск с перевала

Утром шестого дня стало понятно, что моя теория "Крем от загара для слабаков" дала дала течь. Меня и раньше немного коматозило по ночам от перегрева, но сейчас стали ощутимо болеть обгоревшие руки, шея, лицо. Помогали вещи Виталика: его баф и футболка с длинным рукавом, в чужих вещах я чувствовал себя цыганом. Было решено не стоять день и мы совершили живописный переход на новое место к большущему озеру. Дорога была совсем не утомительной, я замыкал и позволил себе достать телефон и слушать музыку. После вчерашнего "Ыыыыы" на подъеме было замечательно идти, окруженным горами, обращать внимание на пейзажи, даже рюкзак, казалось, ничего не весил. В какой-то момент нужно было перелезть через гряду камней, был недлинный, но очень крутой подъем. Подъем плохо давался Василисе, и так-как я замыкал, где-то на середине мы и познакомились с ней. В дальнейшем все неприятные участки мы проходили вместе. Меня поражало, как от раза к разу она боролась со своим страхом и медленно двигалась дальше. Иногда Василиса вечность решалась на следующий шаг, было непросто не подкалывать её, я не справлялся и подкалывал.

сыпухавдоль рекиозеро Большое Аллоцвет воды в озере

Много позже, уже в Бухаре, она сказала, что боится меня, надеюсь шутила. А тогда мы дошли, как я уже писал, до сказочного озера лазурного цвета. Традиционно: зашел, порезал ногу, замерз и сижу сушусь. Вечером вода сменила цвет на голубой. Я поставил палатку на мысе у самого озера, так, что бы первое, что ты видишь выходя были горы и голубая гладь воды.

Утро меня удивило. Я встал пораньше, выполз из палатки и увидел абсолютно прозрачную воду, без намека на цвет, не было ветра и отчетливо просматривались камни на дне, захотелось поделиться, я растолкал Анвара и несколько селфи добавилось к его альбому. Позже вода приобрела голубой цвет, а по мере того, как лучи солнца выходили из-за гор, освещенная часть озера окрашивалась в лазурный цвет. Четко виделась граница между озером в тени и на солнце, голубым и лазурным. Как и планировалось, сначала мы налегке пошли в радиалку, путь начался с огибания уже знакомого водоема, было сделано много красивых кадров. Теперь я шел с Тимофеем, у Тимофея был большущий фотоаппарат и не меньшая жажда им щелкать. Мы отставали, но, надо сказать, что тормозили всегда в очень прекрасных местах, и пока фотограф работал, я ловил дзен и пытался вибрировать на одной частоте с этим местом. Апогеем радиалки было очередное озеро, где я чуть поплескался и покинул всех, направившись к водопаду. Он был небольшим, а у его подножия была естественная каменная чаша, вымывавшаяся веками. Вода из водопада была особенно вкусной, я набрал флягу и пошел нагонять ребят. В этот день был очень длительный переход, солнце пекло, я снова шел с Василисой.

Мы часто останавливались и я мог смотреть не только по ноги. В какой-то момент мы форсировали реку и пришлось замочить ноги. На последней остановке перед стоянкой ребята были измучены, я подсел к Виталию, оглядев развалившийся на камнях народ, он заметил, что пусть тела наши устали, но лица очень спокойные. И правда, к этому моменту, весь город, заботы и переживания остались за бортом. Позже ночью я спросил, что его тянет в походы, Виталий ответил, что это его способ служить миру, а я подумал, что я ищу именно того ощущения, когда живешь от стоянки до стоянки и никакая ерунда тебя не заботит, ты начинаешь видеть чище, слышать глубже; все становится вкуснее, когда ты не измучен переживаниями по пустякам. Уже в темноте мы дошли и поставили лагерь, день дался мне нелегко и я быстро уснул.

Вот и пришла пора писать о последнем дне похода. Я ожидал от него легкой прогулки, но не тут-то было. Все началось со спуска по скале с "живыми камнями". Василиса очень боялась и решила пропустить ребят вперед себя. Все бы ничего, но она стаяла на маленьком пятачке земли рядом с обрывом и я практически не дышал, пока кто-то из парней проходил мимо, в любой момент, он мог сбить ее рюкзаком. Когда же опасный момент прошел, я от страха наорал на них и больше никто никого не пропускал, спуск был не самым легким и радости не доставил. Мы опять перешли реку, на этот раз я переобулся и вскоре вышли на удобную тропу, а там уже и на дорогу. По сторонам стали попадаться постройки, я ел облепиху и жизнь снова была хороша. Все уматали вперед, а мы с Анатолием Василичем никуда не торопились, болтали и получали удовольствие от пейзажей. Мы долго шли по равнине. Я чувствовал, что приключение подходит к концу, старался дышать глубже и смотреть больше. Вечером я дольше других сидел и смотрел на звезды, я думал, каким будет мой следующий поход.