Вылезаю из поезда. Да ведь тут не так жарко, как в Москве, а еще и югом называется…
Рюкзаков тоже не видно; ладно, отложим знакомство до встречи на вокзале или даже до вечерней каши. Снимаю наличку, впервые за фиг знает сколько месяцев, завтракаю, привожу себя в порядок в туалете кафешки, до свидания милый фаянс и зеркала, встретимся через десять дней.
Группа подтягивается на ж/д вокзал на удивление слаженно. Быстро загружаемся в транспорт и через каких-то 3 часа оказываемся на месте первой ночевки – на водопадах. Главное на сегодня – я знакомлюсь со своим соседом по палатке, это прекрасная девушка Анастасия, которая обращается ко мне на «вы» и еще не имеет походного опыта. Ну, что ж, а я в первый раз беру в поход свою палатку, еще не расчехлял, будем вместе учиться ее собирать.
Водопады красивые, только нужно не полениться и дойти до последнего. Для полноты картины.
Группа знакомится, много дебютантов. Но главное – настрой, все прямо-таки заряжены свернуть горы! География обширна: Орёл, Омск, Новорос (так говорят?), Ростов, ну, и МСК, конечно же.
Что больше всего запомнилось – холод в первую ночь. И это еще НЕ горы. Мысли о моем спальнике на +15°С лимит вызывали беспокойство. Впрочем, гораздо больше страха, какого-то животного ужаса, явила у догорающего костра история про мёртвую женщину, которую муж нашёл в квартире по тикающим часам. Будущее интриговало…
Доброе утро!
Нас везут в заповедник Лаго-Наки. 40 мин. Обедаем, пакуемся.
И вот, наконец, начинается поход.
Первые не то восемь, не то десять километров под рюкзаками. Альпийские луга, солнечная погода. Хорошо, жаль, что мало. Стоянка в месте с прекрасным названием «Инструкторская щель», высота чуть меньше 2 000 м.
Живописненько. Но очень холодно!!! Температура опустилась до 8°С. Вся группа немного приуныла, хоть и старалась этого не показывать. Радовало только то, что палатку мы поставили на неровном участке, поэтому можно без зазрений совести скатываться поближе к моей очаровательной соседке и греться. Перед сном я надел ВСЕ вещи которые у меня были, тем не менее, это не уберегло от ночных кошмаров: какие-то оборотни, погони, кровь…
– Антон, проснитесь, тут кто-то есть…
Пытаясь выбраться из объятий Морфея, обнаруживаю себя прижавшимся к Насте (надеюсь, все- таки от холода, а не от страха). Голова начинает судорожно соображать.
– Где – здесь? В палатке? – Сразу вспомнился фильма «Ведьма из Блэр».
– Да, нет, придурок, снаружи конечно! Какое-то животное… ДЫШИТ– Настя шепчет, очевидно, боясь быть обнаруженной таинственным незваным гостем.
Вообще, специально для такого случая, в нашем лагере имеется огромная овчарка-людоед по имени Чейз, и будь снаружи зверь (медведь, корова, ёж), уже бы раздался бы лай. Но вот призраки… Никогда не слышал, чтобы собаки лаяли на призраков. Они их тоже боятся! Выскакиваю из палатки – никого, лагерь спит сном младенца, тишина осязаема и только звёзды присматривают за нашими палатками. Доброй ночи.
За ночь никто не замёрз. Группа отправляется побывать на одной высоте с Оштеном – 2 800 м. А значит, набор высоты нас ждёт приличный. Получается долго, но красиво. Налегке идти одно удовольствие. Трава в завершении пути уступает место камням, ветер становится холоднее. На вершине красиво, но не больше, чем на пути к ней.
Первым спускаюсь вниз готовить обед, ибо перекусов почему-то не предусмотрено. Не очень понял эту тему, но такие правила. Всё же обед приготовить не удалось, так как не подумал спросить инструктора, что у нас сегодня в меню. А пакеты с питанием подписаны строго по дням (то есть тебе может повезти – и скинешь все в первый день, а может не повезти – протаскаешь все до последнего). Я попал во вторую категорию.
Поздний обед перетек в ужин, делать было нечего, вновь спустился холод. Спасли кисель перед сном и наблюдения за звёздами – недаром поход называется «астронаблюдения». Чашка грела руки, а хитросплетения созвездий будоражили воображение.
Шагаем по прекрасным зелёным альпийским лугам. Сверчки стрекочут, кузнечики прыгают, цветы пахнут и просто радуют глаз. Кругом жизнь. Не знаю, насколько может очаровывать мёртвая природа – будь то камни или снег, или ртутные озера – мне больше по нраву живая. Прям идёшь и наслаждаешься, каждым шагом, каждым взглядом! Переход до озера Псенодах, достаточно долгий, самое время пообедать.
Вычищая куском хлеба дно консервной банки из-под тунца, я запрокинул голову и понял: такие тучи просто так не проходят. Ещё ни разу за четыре дня не было дождя и даже пасмурной погоды. Поэтому, да, справедливо. Капли заунывно застучали по дождевикам, перевал оказался предательски крутым и скользким и все норовил укусить за колено, группе оставалось только плакать, списывая влагу на лице на дождь. В молчании одолели перевал.
Дождь потихоньку заканчивалось, настроение, простите за каламбур, пошло в гору. Оставшееся время ходовой части дарило радость. Путь шёл вниз, трава порой была выше роста, лагерь горел маяком на горизонте. Всем было хорошо и приятно.
В таком большом приюте мне не доводилось бывать. Людей много. Каждый принес с собой частицу свего быта, поэтому поход на два дня превратился из аутентичного времяпрепровождения в окологородскую тусовку на природе на выходные. Умывальники, столы, душ, пьющие афганцы, блютуз колонки на каждом шагу, вэйпы, гитары, снова водка. Ну, так себе. Настя сказала, чтоб я не обращал на это внимание, это все оболочка. День был сложным, подумаю об этом завтра.
Народ начал бродить с самого утра, поэтому выспаться не удалось. Ладно, не за этим приехали.
Афганцы расчехлили ящики с водкой и потребовали седлать коней. Я умылся и почистил зубы. Было шесть утра. Сегодня предстояла радиалка на Малый Фиштинский ледник. Прогулка явно того стоила, хоть я и почувствовал дискомфорт в ахилле; путь был сказочно живописный – по лесу, лугам и камням, а закончился соответственно снегом. Плюс сам подъём был прямо на физуху, в лучших традициях Казбека, Эльбруса и Большого Кавказа. Можно было фоткаться босиком на снегу и катиться по леднику вниз на подпопнике. Жаль, что никто не стал.
Вечером были соревнования на ловкость, целью которых было подняться и спуситься без помощи рук на огромный валун. Задача оказалась непосильной для большинства участников. Зато было весело. В качестве утешительного приза инструктор Максим позволил мне побыть моделью для абсорбации в мастер-классе по массажу икр. Было больно, но справедливо. Призываю всех в первый день при знакомстве разучивать не только имена участников, но и основы массажа икр! На практике массаж икр – очень приятная и полезная процедура!
Вечер был приятен и нежен. Афганцы ушли в закат и не вернулись, все были нескончаемо этому рады; от переизбытка чувств я вызвался быть дежурным.
Утро совсем не заладилось. Сначала болел живот, потом долго не мог сварить кашу и под конец Настя выплеснула на меня, все что накопилось за эти дни. Спасибо, что немного. Обтекая, я вставил ахилл в ботинок, и понял, что проблемы только начинаются. Идти предстояло долго. В компании вписаться не удалось, пришлось терпеть боль, прокручивать утренний разговор с Настей и пытаться разбавить и смыть это до сих пор потрясающими и радующими глаз видами.
Шли долго. В какой-то точке пространства оказались балаганы, где у местных можно было купить лепешки и кефир по вполне московским ценам. Наверное, это важно: купить среди гор лепешку. Или словить сигнал сотового оператора. Хотя лично я иду в поход ОТ этого, а не ЗА этим.
День выдался каким-то негативным и в самый неподходящий момент, например, когда бы я был в ста километрах от перевала, зарядил дождь. Ливень. Град. И снова дождь. Минут через пять насквозь промокли ботинки. Тропа превратилась в ручей. Лес не помогал. Я совсем расстроился, потому что готовить обед в такой свистопляске совсем не хотелось, кроме того мой спальник лежал на дне рюкзака, а в какой-то момент со дна накидки на этот самый рюкзак воды вылилось на целый котелок. В общем, я решил больше никогда не ходить в походы или хотя бы не прятать спальник в рюкзак, не обернув его в пакет.
Рано или поздно дождь кончился. Группа на удивление пребывала в чудесном расположении духа. Все шутили и поддерживали друг друга. Я сразу решил, что вообще-то, в походах не так плохо и запланировал четыре новых маршрута.
Альпийские луга остались позади. Отныне наш путь пролегал через лес. Спуск вопреки своему названию был совсем невеселым и нагонял сон. Пришлось придумывать шутки самому, чтоб скрасить ход. Благо, было с кем смеяться. Идти пришлось до темноты и уже по дороге. Романтика пропала, уступив место бытовухе. Горячий душ и шашлык в лагере правили балом в этот вечер. Мы это заслужили. Сытая и довольная группа отправилась спать, а мы с Настей под звёздным небом играли в волейбол, искали созвездия и читали друг другу только что придуманные стихи. Было классно.
Вот и настало время встретиться лицом к лицу с седьмым днём. Самым таинственным днём! За все время похода мы имели некое представление: что и в какой день нас ожидает. Но седьмой день оставался загадкой.
Оказалось всё довольно банально. Нам предстоял 12-км переход по дороге в лесу, разной степенью разбитости (дороги, не леса). То есть в относительной цивилизации и без видов. По-хорошему, можно было бы заказывать транспорт и рвать на море. Но не в этот раз. Скучно, жарко. У меня совсем разболелся ахилл, не помогали ни пластыри, ни ослабленная шнуровка. На безымянных и мизинцах прибавилось по мазоли.
Награда ждала в конце дня в лагере в виде реки. Широкая, но не быстрая, холодная, но не ледяная, полноводная, но не глубокая. Сначала опускаешь больные опухшие ноги, потом все туловище – время замедляется, а потом и вовсе останавливается. Пожалуй, это самая сильная эмоция за весь поход! Место ночлега оказалось тихим и удобным. Помимо вышеупомянутой реки, присутствовали кострище с бревнами, тарзанка и даже турник. Достойное расположение для ночи, перед возвращением в цивилизацию.
Тут рассказывать совсем нечего. Недолгий переход – и дневка на море со всеми вытекающими последствиями. Истории могут отличаться, в зависимости от степени усталости группы. Наша оказалась вполне консервативной, прощальный ужин провели на берегу, с арбузом и сном под открытым небом.
Прощаться, как обычно, тяжело, сантименты оставляю при себе. Всем спасибо, мы молодцы.
Антон Ледовских.
Регион:
|
|
Дни:
|