+7989 839-01-53 (Ростислав) tryz1@yandex.ru Whatsap,Viber: +79898390153

часть 1
часть 2
часть 3

Почти на самом верху встретилась большая команда англоязычных пенсионеров. Эти то куда лезут??)) Они бодрым стадом промаршировали мимо нас, и вскоре мы наконец то поднялись из этого бесконечного каньона.

походы по турции

Тут Ростислав на свою беду, что то разговорился с местным турком, и на вопрос «чай?» радостно ответил «чай»,  после чего в припрыжку подался в сторону турка, видимо предчувствуя радость вкушения халявного напитка. По его рассказам, в прошлом году осенью, когда они ходили в поход по Турции «Тропой Святого Павла», чаем их поили в каждой деревне.

Турок позвал второго, совсем древнего, и мы пли чай и по чуть чуть фотографировали все это действо. А затем самое интересное, оказалось, что все это удовольствие не просто так, и стоит 15 лир. Дед радостно хлопнул в ладоши, озвучивая нам циферь. Мрачный как туча Ростик, нашел 100, сдачи не было, мелочи нагреблось лир 10, на чем и остановились. Задумчивый Ростик долго что то бормотал себе под нос, продолжая путь, и поминая всю родню деда и его чай...

Пара деревенек по дороге, и мы постепенно вышли к возвышенности с указателем на Сидиму. Сидима, по слухам, была руинами античного города, коих не мало вдоль всего Ликийского пути, но сегодня нам не суждено было до нее дойти. Мы стали чуть выше небольшой деревеньки, с красивыми видами внизу.

дорога в учхисаре

Вечерняя молитва на ночь внизу, привнесла дивное умиротворение и некое очарование  в традиционный вечерний чай. Рядом рос инжир, мы его ободрали слегка. Тут же был виноград – ему тоже досталось.

возле сидимы

Постепенно опустились сумерки, мы тихо пили чай сидя на ковриках, наслаждаясь красотой и очарованием здешнего места.

старые огороды додурги

А утром мы отправились на руины Сидимы. Древний город безмолвно стоял на возвышенности. Черные провалы разграбленных гробниц смотрели на мир невидящим взглядом, пытаясь что то поведать нам. Немыми громадами они торчали над окружающими глыбами. Вот интересно, нас тут шесть человек, жил ли кто нибудь из предков наших здесь или нет?

сидима

На руинах встретился какой то разговорчивый турок, который тут же принялся что то рассказывать на своем языке. Мы его вежливо послушали и потихоньку потянулись дальше.

Сосновый лес по сторонам дороги с двух сторон. Какой здесь чистый воздух все таки в этих горах. Ну тебе просто громаднейших размеров Боткинская тропа. Дышится здесь просто всеми легкими.

гавурагили

Пара небольших хуторков на несколько домишек, и в конце дня офигительный спуск в сторону моря к поселку Гавурагили по очень колючему участку тропы. Все растения которые попадались на тропе, все были чрезвычайно колючими, попробуй возьмись за такой. С виду вроде бы обычный дуб с желудями, только кустом растет, а листья у него колючие до безобразия. И все остальное под стать ему.

указатель на гавурагили

Пришли мы в Гавурагили. Вернее чуть чуть не дошли, а решили остановиться перед деревней. Я, Катя и Ростик пошли за водой, а остальные остались в лагере расставлять палатки.

родник в гавурагили

Первая же встреченная нами турчанка, на вопрос «су», вода, вынесла нам пятилитровую бутылку воды, и несмотря на наши дальнейшие объяснения ничего не могла понять. Судя по всему, вода у них была также привозная, а нам нужен был родник или на худой конец колодец. Пяти литров нам было явно мало, и мы пошли дальше, рассудив, что еще три дома, и мы будем с водой на ночь)). А дальше было интересно.  Деревня, как ни странно, на этом и закончилась, лишь чуть выше Ростик узрел крыши домов и мы пошли в ту сторону. Но пройти к ним оказалось не так то просто. Пришлось сначала обойти какой то ров, затем набрать высоту и еще пройти с пол километра. А придя туда, оказалось, что это недостроенные дома, и здесь никого нет, да и воды также нет. Ну что тут скажешь!»»

Мы потопали в обратную сторону, хорошо хоть это было вниз. Здесь нашлись жилые дома, а спустя метров пятдесят, мы таки вышли к красивейшему роднику, где набрали наконец такой желанной воды. Заполнив все свои баклаги и набрав полное ведро, мы пошли назад, где нас ждали страждущие туристы.

А вот следующий день запомнился очень странным куском тропы. Для начала мы посмотрели руины древней античной крепости Пидна.

пидна

Она лежала практически на берегу моря, и пару тысяч лет назад это по всей видимости таки было море. А сейчас под крепостью шумел камыш, и судя по всему было просто болото. Чуть дальше лежала громадная долина Ксантос, изрезанная во всех направлениях блестящими коробками теплиц.  И море. Оно блестело своими бликами и барашками волн от края до края, а перед ним лежал громадный пляж Патара. Такой вроде бы близкий, и одновременно далекий. Ростик, глядя в карту (мы наконец то закончили ходьбу по размокшему в первый день листу карты и сегодня уже ходили по целому изображению а не дырочкам в листе бумаги), уверил нас , что тропа на пляж непосредственно не идет ни сегодня, ни завтра.

Обойдя крепость, тропа вывела нас на берег моря, а затем пошла прямая дорога через заросли не то ивы, не то чего то еще, вдоль которой то тут то там валялись кучки мусора, в общем местный люд не думая долго просто вываливал в этот район у кого что лишнее в доме. И дорога эта через заросли тянулась больше восьми километров. По карте где то там правее тянулся огромный длинный пляж, а мы вынуждены были шагать по этой дороге в непроглядных зарослях. Но наконец то дорога вывела нас в поселок, пошли местные сады, и стало как то повеселее. А спустя еще чуть чуть, мы вышли к развалинам античного Летоона. Зашли мы правда не стой стороны, но местные смотрители сами к нам пришли, объяснив, что нужно брать билет и все такое.

летоон

летоон и его озеро

Летоон оказался очень симпатичным древним городком, с кучей колонн, большим театром с мрачной длинной аркой и несколькими каменными масками с обратной стороны, огромным количеством всякого рода камней выставленных на обозрение, затопленной главной площадью, где на обломке колонны, торчащей из воды, сидели черепахи.

Летоон это было на сегодня еще не все. Чуть дальше от него лежал второй античный город Ксантос. Пока мы до него дошли, время было уже позднее, и ночевать мы стали просто за Ксантосом, под холмом с руинами - походы с палаткой все таки своя прелесть. Где захотел, там и стал.

Сходив за водой, мы устроились на ночь. А на закате решили погулять по древним развалинам.

Ксантос оказался просто сказочным в лучах заходящего солнца.

ксантос

Сказка, правда, была слегка мрачноватой, но все же когда такое еще доведется увидеть. Гуляли мы по руинам долго, успело стемнеть. А затем мы жгли костер из колючек, заботливо собранных Таней, варили суп и ели сорванные мандарины. Ночь опустилась на древний Ксантос, окутав своим покрывалом все вокруг.

Утром следующего дня было как то не радостно на душе. С утра тучи затянули небо, и конца краю этому было не видно. Мы впятером насели на Ростислава, и как он не сопротивлялся, мы решили слегка сократить дорогу, пропустив один горный кусок, и выйти сегодня к пляжам и руинам древнего города Патара.

Ростислав покорно достал карту, и начал изучать возможные пути сократа. Подумав и поводив пальцем, нам было сказано, что идти нужно туда то и туда, а чтобы было не слишком скучно, идти мы будем по дороге вдоль реки.

Идем вдоль реки. Пока мы шли, пошел дождь. Да какой!!! С неба полилось как из ведра. Потоки воды стояли сплошной стеной, и очень кстати мы нырнули к каким то двум турецким девчонкам под спасительный настил веранды.

Они с нами разговорились, а мы с ними, и спустя десять минут к ним пришли еще пару женщин постарше, затем трое молодых людей, затем, как видно глава семейства, а потом подъехали еще пару мужчин. В общем, появление таких гостей в доме для них было событием.

Общение наше постоянно заходило в тупик из-за языкового барьера. Была изъята тетрадь с конспектом английского языка самой младшей из турчанок, а с нашей стороны конспект турецкого Любой, но и это не помогало особо. Как то мы продолжали общаться на пальцах, и минут через десять нас повели показывать теплицы (я так поняла, что все они были одной семьей и работали в этих теплицах.)

теплицы в кинике

Теплицы конечно поражали своими габаритами и объемом работ. Младшие турчанки болтали что то без умолку, Ростику продемонстрировали мастер класс по подвязыванию помидор, после чего заставили повторить процедуру и не успокоились, пока не получилось. Мне объяснили, что весь урожай они отправляют в Россию и Украину, и были уверены, что у нас такие овощи не растут)).

После экскурсии по всем теплицам, а их тут было с десяток, нас позвали на обед. Для приличия поломавшись(здесь главное не переборщить), мы чинно расселись по периметру вместе со всеми, вскоре принесли плов, какое то варево к нему, салат, лепешки и очень жгучий перец. Такого бесподобного плова я не ела ни разу, могу сказать с огромной долей уверенности. Вся еда была не обычной и очень вкусной.

Наевшись и запив все это удовольствие чаем, мы засобирались в дорогу. Время было уже почти половина третьего, и нам еще было топать и топать, у нас все таки не просто так, а как никак поход по горам Турции. Попрощались, пожали руки, пообнимались и пошли.

Дождь слегка покапал, затем поутих. Дорога шла, шла, шла, мы куда то по ней топали почти час, а затем вышли на поляну возле реки, и тут выяснилось, что дорога закончилась.

по дороге в патару

Ростислав достал свой джипиэс, покрутил в руках карту, почесал макушку, задумчиво сказал «э», показал рукой на какую то гору, километрах в двух слева от нас, и мы пошли к ней на прямую.

Легко сказать. Пески здесь лежали небольшими дюнами, на дюнах понарастало всякого такого чего только не было, и все оно было каким то переплетенным, и колючим, и в него ужасно не хотелось лезть. Мы покорно шли за нашим проводником, который старался выдерживать азимут, но потом пошли такие дебри, что остановился даже он. Потыкавшись туда сюда и облазив близлежащие кусты, стало понятно, что пройти здесь не получится. Ну что ты будешь делать…

заросли патары

Передохнув, мы отправились в обратный путь, но, правда, слегка сократили и нам не пришлось возвращаться к исходной точке возле гостеприимных турков. Дорога благосклонно вывела нас в нужном направлении, и мы вышли в какой то очередной поселок, от которого до Патары было километров шесть.