+7989 839-01-53 (Ростислав) +7910 075-58-62 (Екатерина) tryz1@yandex.ru Whatsap,Viber: +79780259865

Гималайская сказка с видом на Эверест, или Крыша мира и его же задница

«Твоя красота – свет в окне потерянному в снегах,
Твоя красота ошеломляет меня, я не могу устоять на ногах…»

еверест бэйс кемп

часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
часть 6

То, что я осенью еду в Непал, решилось совершенно случайно, как все самое интересное в жизни и происходит. И не просто в Непал, а в Гималаи – воочию увидеть самую высокую гору мира, а заодно одним махом побить все рекорды высоты, которые я предполагала взять в своих походах в ближайшие годы.

День 0, 25.10.12. Катманду

После поезда и двух перелетов обнаруживаю себя в аэропорту Катманду Трибхуване. Аэропорт для столицы страны довольно смешной, но смеяться не хочется – нужно заполнить карточки для получения визы, выстоять длинную очередь и найти багаж, который за время отстоя в очереди работники аэропорта просто сгребли в кучку в углу. Встреча с Андреем, который до этого успел подобрать прилетевшую Надю. Приезжаем в отель, встречаемся с Ростиславом и провожаем предыдущую, аннапурновскую, группу. Вечером прилетит Саша, саратовские девушки приехали вчера и уже успели погулять по городу.

А город… город впечатляет с первых минут. Мы в Тамеле, туристическом центре Катманду: узкие улочки, со всех сторон зажатые всевозможными пестрыми магазинами с выцветшими вывесками и зазывающими продавцами, с какими-то невероятными охапками проводов и кабелей над головой, с трущимися на каждом углу продавцами фруктов, бижутерии и музыкальных инструментов, с кучами мусора под ногами, - и по этим улочкам происходит очень активное движение толп народа, непрекращающихся мотоциклистов, рикш и машин. Движение в обе стороны абсолютно интуитивное, все как-то обтекают друг друга, мотоциклисты и машины непрерывно сигналят - сначала это сильно напрягает, и шарахаешься через каждые несколько секунд от каждого бибика, потом как-то привыкаешь.

Скорость передвижения авто в таких условиях небольшая, и все же удивительно – не видела ни одной аварии, сбитого или задетого человека, и это при полном отсутствии ПДД.

катманду

День 1, 26.10.12. Катманду – Лукла – Пакдинг

Утро, первая встреча с непальским завтраком, я пока еще не понимаю, почему Андрей и Ростислав после предыдущего трека к Аннапурне как-то грустно к нему относятся. Нас ждет перелет до начала старта, мы добираемся на такси до небольшого аэропорта Доместик (который находится там же, где и Трибхуван), ребята суетятся, сдаем багаж, получаем билеты, сидим, ожидаем вылета около часа. Нас наконец-то подзывают… И вот они, те самые самолетики, которые садятся в одном из самых опасных аэропортов мира – в маленькой Лукле. Очередной у них падал, со всеми потрохами и всеми погибшими, ровно за месяц до нашего трека, да и не летала я на легком «кукурузнике» много лет, с парашютного прыжка, - но мне почему-то совсем не страшно. Потому что слишком интересно. :) К тому же, сегодня только первый день нашего большого путешествия, а у меня есть внутри совершенная уверенность, что оно состоится в полном объеме.

По совету из интернета сажусь слева, там должны быть видны горы. И они видны! Нереально огромные белоснежные шапки выныривают вдали из пушистых облаков, одни за другими. Вот они, великолепные необъятные Гималаи, до которых мы сможем скоро дотронуться – где-то там далеко и наш Эверест.

самолет

Снизу, впрочем, тоже интересно - какие-то деревеньки, горные террасные плантации ступеньками, а то и стена ущелья проносится совсем рядом с крылом. Но сейчас, уважаемые пассажиры, будет посадка! На коротенькую 400-метровую полосу, которая начинается обрывом и заканчивается гостеприимной скалой, собственно, из-за чего этот аэропорт и является одним из самых рисковых в мире. Поэтому все выдохнули с облегчением, когда самолет, ловко вывернув, застыл, наконец, на маленьком пятачке аэродрома.

взлетно-посадочная заканчивается в пропасть

лукла

Здесь все совсем уж просто, проще аэропорта я еще не видела.

выдача багажа

выдача за багаж

Выдают багаж, и мы идем искать портера, которого на этот поход на троих наняли саратовские девушки через агента в Катманду. Специфический отель «Парадиз», где мы находим искомого человека, еще аукнется нам в конце похода, но пока мы беззаботно греемся на солнышке на веранде и вроде всем довольны. Еще бы, вот она, Лукла, и мы уже на высоте 2860м. А вот и портер. Ну, была - не была, одеваемся в рюкзаки и начинаем путь, сегодня нам еще нужно дойти до деревушки Пакдинг.

луклинская семья

улочки луклы

По пути нас ждут: первый як и первый подвесной мост, первые молитвы... По буддистским канонам все молитвенные сооружения – ступы, каменные таблички с молитвами («мани»), а часто и просто огромные валуны, на которых они выбиты или нарисованы, нужно обходить посолонь (по ходу Солнца, слева направо, по часовой стрелке), как и крутить барабаны с молитвами, – в этом большой смысл. Из молитв наиболее часто встречается «Ом мани падме хум».

яки

недавно сыпало

мост над рекой

ступы

Небо конкретно затягивает, но ни у кого из нас, пока наивных, не возникает и мысли, как нам повезло, что мы смогли вовремя вылететь из Катманду… :)

Жопич на одной из остановок из интереса примеривает груз нашего портера - они обычно носят их через повязку на голове. Похоже, его впечатлило.

андрей портер

Подъемов почти нет, мы даже сбрасываем, поэтому достаточно бодро доходим до Пакдинга. Заселяемся в первый понравившийся гестхаус. Внутри прохладно, с отоплением у непальцев в принципе туго. Возрадовавшись надписи «Hot shower», вознамериваюсь хотя бы принять горячий душ. Меня проводят в закуточек с холодным краном и приносят ведро горячей воды с ковшиком. Эээ. Ладно, не привыкать, поход по Гималаям - он на то и поход, в такие моменты еще и ветер холодный дует, а тут все же в помещении. Хотя все равно зябко, и это только начало, небольшая высота, а впереди еще 2 недели – охо-хо. Зато в столовой наконец разводят огонь в печке, сидим, ждем ужин. Замечаем среди иностранных постояльцев Сашиного брата-близнеца, вот это хитросплетение судеб. :) Звучит первый призыв поиграть в мафию, который потом будет звучать через день, но народ не настроен - трек получился абсолютно не мафиозный, что меня, впрочем, не расстроило, не приверженец. Питаемся – еда показалось довольно невкусной, - общаемся и потихоньку расходимся спать.

День 2, 27.10.12. Пакдинг – Намче Базар

На завтрак опять что-то невкусное и непропеченное, это настораживает – сколько можно протянуть на таком? Потом оказалось, что в лоджах могут готовить очень по-разному одни и те же блюда, и дальше все было лучше, хотя угадать каждый раз все равно было сложно.
Выходим на тропу, солнышко греет, все замечательно. Бежим мимо красивого водопада; несмотря на то, что многие предостерегают пить «живую» воду в Непале, Саше, Наде и мне она внушает доверие – и все ОК, вкусно и без последствий. Начинаются бесконечные каменные ступени вверх, перемежающиеся с обычной тропой, но ступеней больше, все-таки набор высоты до Намче Базара - 800м. Это только в самом начале кажется, что идти по ним должно быть легче, чем по обычной тропе – отнюдь. :)

лестница

Вокруг много людей, реально много. Я ожидала, что будет людно и в одиночестве идти мы не будем, но реальность оказалось круче – почти постоянными потоками вверх и вниз идут туристы и носильщики, и даже сложно сказать, кого больше.
Останавливаемся передохнуть в Монджо, здесь пролегает граница национального парка Сагарматха. Андрей трясет нашими пермитами в окошечко местным погранцам, и мы бежим дальше, до очередного замечательного подвесного моста, которые мне все ужасно нравились. После него оказалось, что предыдущие ступеньки были цветочками...

мост

Кое-как дотащились до места, где непальская девушка, прекрасно знающая, что любому туристу хочется после такого подъема, продавала яблоки. Зелененькие и страшненькие на вид, но вкусные, нам они придали сил до следующей площадки, где сидела уже пара тетушек (мы, так и быть, полопали еще мандаринов), и открывался первый на треке вид на Эверест, он как раз был в красивом ореоле облачков.

Эверест

эверест

Идем дальше, усталость дает о себе знать, но красивых видов все больше.

панорамы

Но наконец вот он, Намче. Каменные дома в несколько этажей, интернет-кафе, полные товарами магазины… - это действительно город. Он даже больше Луклы, это торговый и туристический центр всего района, отсюда расходятся треки на Ренджо пасс, на Гокио и к Эвересту, да и местные, похоже, закупают здесь все хозяйственные принадлежности.

намче базар

Наш портер, Бисней (которого все мы, правда, весь поход звали Виснеем), зная все местные особенности, в этот раз (как и во все последующие дни) сам выбирает нам лодж, которым мы оказались очень довольны, там оказался замечательный душ, вкусная еда, в некоторых номерах были розетки (роскошь; иногда на треке и освещения в номерах не будет), в столовой – даже работающий телевизор. В общем, все как в цивилизации. Народ, помытый и наетый, благостно выдохнул, только у Нади и Лены появились признаки горняжки, им было не очень здорово. После ужина Бисней вдруг достает… домино. А что, вполне интернационально, Ростик, Галя и кто-то еще с удовольствием играют.

День 3, 28.10.12. Намче базар – Кумджунг

Небо яснее ясного, вчерашние тучки унеслись.

кумджунг

Переход небольшой, мы пока акклиматизируемся.

вид сверху на Намче Базар

дорога на кумджунг

Дорога, очень живописная, идет вдоль ущелья, восхищающего нас масштабами.

долина кумджунга

Скоро открывается вид на прекрасный пик Ама Даблам, он нас восхищает тоже, впрочем, как и все остальное, что открывается жадному взору – черт возьми, ведь для этого мы сюда и ехали!

ама даблам

вершина

Не спешим, устраиваем фотосессии, и все равно довольно быстро доходим до Кумджунга (3780м).

женщины несут канистры с водой

женщины несут воду

лоджа в кумджунге

Бисней снова выбирает нам лучший лодж - на самом верху поселка и с отличным видом.

виды из окна

Все устали, но часть группы еще раз собирается на прогулку - рядышком есть небольшой монастырь, знаменитый тем, что в нем хранится скальп йети. Чей-то скальп там за стеклом действительно лежит, йети – не йети, неясно, рассказывают, что в свое время при попытке ученых провести экспертизу монахи его благоговейно вывезли и спрятали, теперь осторожно показывают любопытствующим. Ну, в конце концов, должно же в жизни оставаться место загадке, пусть будет йети. :)

чей-то скальп

скальп йети

Рядом с монастырем есть облагороженный родничок имени первого восходителя на Эверест Эдмунда Хиллари, там сидела собака, пытаясь напиться из маленькой лужицы на земле. Я открыла кран, она попила из него и ушла. Местная старушка, сгорбленная, с темным лицом, поднялась из нижнего Кумджунга, чтобы прокрутить череду маленьких барабанов с молитвами, – о  чем она думала в тот момент?..

Мы вернулись в наш лодж. Он, как оказалось, был примечателен историей молодой дочери хозяйки, которая по меркам этой семьи (а может и в целом непальцев) невероятно удачно вышла замуж – за сильно пожилого немца, любителя гор и путешествий, и колесила с тех пор с ним по миру. Нам дали посмотреть фотоальбом: девушка на всех фотографиях выглядела очень счастливой. Можно представить, какая судьба ожидала ее здесь, и как мало у простых шерпов из деревушек шансов открыть для себя весь мир; ей достался этот шанс, заплатила ли она за него чем-то или довольна всем – знать только ей. Однако, после ужина мы увидели воочию реальную силу этой маленькой семейной легенды: несколько девушек, ведомые той же мечтой вытянуть счастливый билетик, подсели к печке, у которой мы грелись, и назначили на этот вечер своим лирическим героем нашего Ростислава, начав его пристально рассматривать, и, кажется, даже между собой обсуждать. Но к их досаде, в отличие от пожилого немца, Ростику никто в этом доме не приглянулся, и все три барышни в итоге остались у себя в Непале.