+7989-839-01-53 tryz1@yandex.ru Whatsap,Telegram: +7989-839-01-53

Команда метеоров по «Долине Привидений».

отзыв о долине привидений

Итак, мое знакомство с Крымской землей началось с незабываемого похода в Крым по маршруту «Долина привидений».Попробую рассказать о нем подробно и не слишком сумбурно.

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться! -
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах свое сердце.
Так оставьте ненужные споры -
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Кто захочет в беде оставаться один?
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покоренных вершин, -
Что же делать - и боги спускались на землю.
Сколько слов и надежд, сколько песен и тем
Горы будят у нас - и зовут нас остаться! -
Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем, -
Потому что всегда мы должны возвращаться.
Так оставьте ненужные споры -
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых никто не бывал!
Владимир Высоцкий

День 1

В Симферополь поезд доставил нас (нас – это, собственно, меня, - Аню, Свету и Андрея) рано – в 6 ч утра мы ступили из душного вагона на прохладную платформу железнодорожного вокзала. Раннее утро - самое лучшее время, на мой взгляд, особенно в Крыму, когда солнце еще невысоко. Встреча участников была назначена на 12, поэтому времени у нас было достаточно, чтобы осмотреть достопримечательности Симферополя. Погуляв по городу, подкрепившись в единственном Макдональдсе возле ж/д вокзала (где были постоянные длинные очереди), ближе к 12 мы пошли к камерам хранения, чтобы достать свои рюкзаки. Я вытащила свой рюкзак на улицу, поставила его около таких же людей с рюкзаками, не обратив на них особого внимания. Туристов с рюкзаками в Симферополе было предостаточно и, что немаловажно, в этом городе с рюкзаком я чувствовала себя вполне естественно, что не могу сказать о другом, хоть и замечательном городе Крыма, но со злыми водителями маршруток, имеющих на рюкзаки и, соответственно, на их владельцев, большой, больной зуб. Но это так, отступление. Вернемся к вокзалу.

Рядом стоящая девушка спросила меня, не в поход ли я собираюсь. Слово за слово, и мы выяснили, что идем в один и тот же поход. Наших новых знакомых было трое – Лена из Киева, Юля из Санкт-Петербурга и Юра, также, как и мы втроем, из Москвы. Мы были не самими ранними гостями Симферополя – Юля прибыла аж в 3 часа ночи. Вскоре мы увидели Дениса, который стоял чуть поодаль с небольшой группой туристов. Нас прибавилось еще трое – Иван и Миша с Настей. Что было самое  смешное – мы с ними ехали в одном поезде (Миша запомнил футболку Андрея с надписью Vodka, которое впоследствии к нему приклеилось). Ждали еще троих. Через некоторое время подошла пару в тельняшках, которая оказалась Рыжиком (Ниной) и Котом (Лешей) из Москвы. Осталась последняя участница, у которой опаздывал поезд.

Началось самое интересное, хотя и не слишком радостное действо – распределение еды по рюкзакам. Каждому было выделено по буханке черного хлеба. Мне достался большой пакет изюма, пряники, консервы. Денису позвонили, он начал в красках описывать собеседнице по телефону части и цвета гардероба нашей компании, что, впрочем, мог уже не делать, так как Наташа была здесь. Она прибыла из Твери. Наташе был выдан ее паек продуктов, и мы двинулись в путь. Путь, однако, оказался недолгим – в билетные кассы была очередь. Через N-ное количество времени сели мы в троллейбус с кондиционером (что меня до крайности поразило, потому как в Москве лишь только новые поезда метро имеют такое преимущество). Непривычно было видеть троллейбус в роли междугороднего транспорта, способного обгонять машины и другие троллейбусы. По дороге мы как бы въезжали в горы: справа и слева – горы, спереди – тоже горы. Мне поневоле вспомнились Карпаты – такую же картину наблюдала и там. Горы, как говорится, и на Антарктиде – горы.

Итак, доехали мы до пункта нашего отправления – деревня Сосновка. И прямо с обочины, где нас высадил новомодный троллейбус, двинулись в путь. Не заходя далеко в лес, устроили небольшой привал возле ручейка для того, чтобы собраться с силами, морально настроиться на то, что нам предстоит. И начался путь наверх, к небу и облакам.

Сначала шли через лес. Потом лес как-то незаметно закончился, путь наш пролегал через открытое пространство, временами перекрытое деревьями. Камешки сыпались из–под ног. По ходу подъема открывались захватывающие виды на горы, на лежащую где – то далеко внизу дорогу на Алушту. Топали мы по Красной тропе. Жаль, не подумала тогда у Дениса спросить про происхождение сего названия. Первый день всегда тяжелый. И после годового перерыва, с непривычки, плелась я позади основного состава. Только грело душу, что все-таки не последняя. Особенно, когда впереди идущая спина скрывалась где-то далеко впереди за кустиками, накатывала печалька. Но одновременно это и придавало  какие-то силы.

Наконец, вышли мы на Нижнее плато Чатыр-Дага. Труды отчасти были вознаграждены. Вид, открывающийся оттуда, заставлял забыть обо всем. И мы накинулись на этот вид, все достали фотоаппараты. Но путь продолжался. «Увидеть парящий орлиный полёт, Услышать, как медленно время идёт» (Валентина Пилипенко).

горы демерджи

По дороге за нами с неба понаблюдал красавец орел. Впереди возвышался величественный Чатыр Даг.

Увидела я какие-то строения. С радостной мыслью, что это наш ночлег, прибавила ходу, но начали одолевать сомнения  - эти строения напоминали больше какой-то лагерь посреди гор. Но появившаяся машина всё рассеяла.

Впереди нас терпеливо ждали остальные, которые, наверное, успели уже хорошенько выспаться. Издалека они очень смахивали на группу кустарников с одиноко стоячим деревцем (которое оказалось Денисом). До фермы (а эти строения оказались бывшей фермой) добрались быстро. Часть группы во главе с нашим проводником отправилась в оборудованную пещеру, но, так как группа была слишком маленькая, их не пустили в конце рабочего дня. Оставшаяся же часть пыталась разжечь костер в большой круглой низкой штуковине с маленькой дырочкой сбоку, которая с противопожарной точки зрения была безупречна, но вот приток кислорода обеспечивался ну очень туго. За 10 гривен можно было принять душ из чистой родниковой воды, что мы и сделали все с удовольствием. Затемно пришла еще одна группа. Ужин был вкусным (а в походе все вкусно, это прописная истина): гречка с тушенкой и заправкой для борща.

Так как ужинали мы уже в темноте при свете костра, то о том, что же такое в наших тарелках можно было догадываться лишь по хрусту морковки и других овощей заправки. Чай был травяной. Поначалу мы скептически отнеслись к этому чаю, всё хотели чёрный засыпать. Но Денис был непреклонен: «Это у себя дома пейте ваш чай». И правильно сделал. Ведь один из тех ярких моментов, что запомнились – это душистый чаёк. С востока из-за забора на нас величественно выплывала полная луна, прекрасно осветив весь двор, палатки, костёр. Мы все попрятались по палаткам, а наш проводник спал под открытым небом. Первый день закончился.

День 2.

Как прекрасно просыпаться на природе, смотреть на окружающие тебя горы с утра пораньше. Попрощались с гостеприимными хозяевами бывшей фермы. Впереди нас ждал Чатыр-Даг.

«Где б ни был ты в Крыму,
Пусть даже меркнет день,
Увидишь ты и в полутьму
Его густую тень.
Всегда его спокоен вид:
У Крыма на часах
Стоит и дали сторожит
Огромный Чатыр-Даг.»

Обогнали соседнюю группу, которая вышла без рюкзаков. У подножия всё, как на ладони. Вот где я пожалела, что не могу летать. Видно было малое плато-оно неровное: выровненные участки, покрытые травой, перемежались с понижениями, затянутыми кустарниковой растительностью. А еще был край плато. Такая четкая линия края. И казалось, что земля за этим краем где-то далеко-далеко внизу, до дна можно лететь и лететь. Вдалеке же опять поднимались горы.

нижнее плато чатырдага

Денис прикинул, что ему на подъем понадобиться 15 мин, нашей группе – час. С Юрой они поднялись без проблем, уложились в точно назначенное время. А вот прогноз по нашей группе не оправдался. Поднимались мы долго, часа два. Открывшийся с вершины вид оправдал себя – скалы, почти отвесные, где-то покрытые растительностью, где-то просто чистая обнаженная порода. Все вдоволь нафоткались.

И пощли дальше на Эклизи- Бурун. Группа наша растянулась – большая часть бежала впереди с Денисом, за ними в каком-то отдалении шла я, то теряя их из виду, то вновь обретая. Но тяжкий груз замыкающей на мне больше не лежал, чему я была безмерно рада. В одном месте, на камнях, тропинка  пропадала, было непонятно, куда идти – вниз или в сторону. Но если пройти пару шагов, тропинка вновь появлялась. И вела по такому живописному спуску вниз. А внизу эта непонятная часть очень хорошо просматривалась. И вот, отдыхаем мы внизу, ждем остальных. Видим – выходит Миша на вершину и останавливается в раздумье – куда дальше?  Сначала пытался сам найти путь, мы стали ему снизу кричать и всячески показывать, куда надо идти. Но Миша пошел обратно и скрылся из виду. Появились они с Настей на самом верху, оттуда увидели тропинку и пошли уже по ней. Выдвинулись мы дальше.

на эклизи

На Эклизи-Бурун четко вырисовывалась тропинка наверх, по которой мы шли, и тропинка поперек горы. Дошли до перекрестка. Кто хотел, пошел без рюкзаков на вершину, часть же вместе с Денисом (который успел вздремнуть, устроив нам музыкальный концерт) осталась.

лимонник

Когда вся группа вновь была в сборе, устроили небольшой перекус финиками. Заметили еще одну группу: они оставили рюкзаки чуть ли не за километр до нас, пошли также налегке на вершину. Группа эта была, однако ж, еще необычнее нашей. Во время подъема решили парень с девушкой поваляться на травке в теньке дерева, остальные же несколько выше стояли и честно их ждали. Посмотрели мы на эту группу, подивились да и пошли дальше.

цветы

Ждал нас спуск. Спуск по камешкам, которые любят вниз убегать. И хотя я люблю такие спуски с убегающими камешками, со скользкими корнями, где надо равновесие держать, но все-таки под конец захотелось, чтобы это наконец-то закончилось.

Когда вошли в лесок, на небольшом привале Денис поведал нам радостную новость -  впереди нас ждет участок, где можно просто сесть на пятую точку и с криком «увии»( ну или с любым другим, который подходит в данную ситуацию) полететь вниз. Ожидания нас оправдали -  спуск был феерическим. Я спускалась возле деревьев, надеясь, что они меня спасут хоть как-то. Сверху так и подмывало сбросить рюкзак,  самой сесть на пенку и слететь вниз. Думаю, зимой там круто на санках кататься. После этого спуска нас ждал долгожданный ручеек с ледяной водичкой. Некоторые купались.

Решили сделать перекус перед тем, как будем ставить палатки и готовить ужин. Порезали колбасу, сыр, достали консервы. Все встали вокруг пня (импровизированного стола) наизготовку с ложками, честно всех ждали, и только лишь когда все были в сборе, Денис дал команду, после чего быстренько на пеньке мало что осталось. После этого приготовил наш проводник свой фирменный чай из лимонника, зверобоя, тысячелистника с листиками шиповника, земляники и мяты.

стоянка в походе

В лесу в горах темнеет рано, и темнота здесь черная, в 15-ти метрах от костра уже ничего не видно, даже стволов близстоящих деревьев. За ужином прибежала в гости маленькая коричневая мышка. Она все хотела в костер залезть, но потом переменила свое суицидное намерение и забралась под консервные банки, где я  ее накормила печеньками.

За ужином (в этот раз был рис с волшебной приправой с тушенкой) и последующим сидением возле костра зашел разговор о профессиях тех, кто обычно ходит в горы. Мир, как оказалось, весьма тесен. Выяснилось, что зимой Денис водил группу студентов с моего факультета, с одним из которых я даже была знакома.  Временами накрапывал дождик, что не особо нравилось нашему проводнику - ведь он все ночи нашего маршрута спал на улице. На этой стоянке его ложем стало большое бревно, причем все удивлялись, как он на нем помещается в удобном горизонтальном положении.

А еще выяснилось, что у нас пропала одна из трех банки тушенки. Кто видел её последним – никто не сознавался.

День 3

Подъем сегодня был рано, в 6:30. Но вышли мы лишь через два часа, впрочем, как обычно. Спустились на Ангарский перевал, перешли дорогу, соединяющую Симферополь и Алушту, на другой стороне зашли в лес и начали карабкаться вверх. А вообще интересно выходить из природы, слыша постепенно приближающиеся звуки цивилизации. Сначала слышен лишь мерный гул – звук движущегося транспорта, от которого я успела отвыкнуть. Звук все усиливается, и вот мы уже стоим возле магазина, к нашему сожалению, закрытого. Переход дороги -  и мы опять отдаляемся от этого гула. Но на этой стороне уже было многолюдно, нас часто обгоняли туристы – пешие и на велосипедах. Шли через лес, дошли до ручейка, где в идеале должна была быть наша вторая стоянка. Но в силу неравности скоростей участников, маршрут был у нас очень укороченный.

Сначала хотели с рюкзаками подняться в Долину Привидений, но Денис рассудил здраво, и мы все пошли на стоянку, миновав поворот на Долину. Решено было, что после того, как дойдем до стоянки, наш проводник всех желающих проведет в Долину налегке.

Но тут наш большой организм группы начал давать сбой. Сначала стало плохо Рыжику. Мы ведь шли по жаре, солнце припекало, тенек попадался реденький. Вроде отдохнули, пошли дальше. Стало плохо Свете. Денис принял решение устроить большой привал, часа на полтора, чтобы все отдохнули, набрались сил, да и жара, хоть чуточку, но спала бы. Устроили обед (традиционно из колбасы с консервами и салом). А воды у всех оставалось по минимуму, так что обед был суховат. После сытного обеда…нет, соседи не пострадали – все просто решили вздремнуть.

Так как привал мы устроили прямо на тропинке, то удобные спальные места надо было еще поискать. Все спали как кому удобно, бодрствовали лишь я да Денис, читающий книжку. Обгоняли нас туристы, с одними мы играли в перегонки – то мы их обгоним, то они нас. Также встретили пару украинцев, которых мы еще в первый день видели. Но наконец, сон был нарушен, и мы выдвинулись в путь.

активные походы

До стоянки дошли не совсем радужно: сначала Юля упала на камни, потом, уже в лесу, когда до стоянки было рукой подать, потеряли равновесия Ваня, затем Света. Мне повезло – я приземлилась правым коленом на травку.

джурла

Прошли мимо не очень чистого озера (сразу вспомнилось горное озеро в Карпатах – кристально чистое и прозрачнейшее с ледяной водой). Из озера вытекал ручеек и скрывался где-то в лесу. Мы потом к нему вышли. Это было развитие силы воли – мы ждали, пока все подтянуться, именно возле этого ручейка, который очень аппетитно журчал (ведь воды уже ни у кого не было). С виду ручеек был такой чистенький, миленький. Но мы видели водоем, из которого он вытекал…это как-то останавливало охоту воспользоваться услугами гостеприимного ручейка. Денис вывел нас к другому, более чистому ручью. Там мы и встали на стоянку. Искупались в водопаде Джурла, который был неподалеку..

водопад джур ла

Девушек проводил туда наш неизменный проводник. Скалы водопада впечатлили, такие мощные. Сам водопад  как бы в 2 этажа. Многие купаются внизу, мы же залезли наверх (опять же по совету нашего главнокомандующего). Там водопад образовывал небольшое озерцо. Слева и справа - камни. Если же повернуться к водопаду спиной, то оказываешься, прямо как в ложе театра или на смотровой площадке. Просмотр, конечно, ограничивали деревья, он был не такой, как на вершине, но всё же что-то в этом месте цепляло. На вершине каждому приходят всякие умные и не очень мысли, здесь же…это место – как зарытый клад, как спрятанные сокровища. Денису же надо поставить памятник -  он сидел к нам спиной, охранял и ждал, ни разу не обернувшись (как он клятвенно заверял). Озерцо же скрыто от людских глаз, поэтому купаться можно было «в чем мать родила».

День 4

И все равно за Демерджи спасибо,
За облака, бредущие внизу,
И за ущелье с ведьмовскою силой,
За дикую, тревожную красу.
За ту Долину горестей и счастья,
Где Привиденья бродят среди дня.
И лишь в одном теперь не сомневайся –
Тебе вовек не позабыть меня.

В этот день часть группы (Лена, Наташа, Юля, Юра и Кот) пошла с Денисом в Долину Привидений, собственно так и называется наш поход в горах Крыма, а остальная часть (я, Рыжик, Света с Андреем, Миша с Настей и Ваня) осталась в лагере. Проводили мы наших марафонцев, сидим, завтракаем не спеша мюслями со сгущенкой. Вдруг слышим – глухарь в лесу заухал. Миша со возгласом «У него такое вкусное мясо!» схватил нож и помчался в горку на зов. Но глухарь – птица хитрая, всячески издевалась над Михаилом: вверху ухнет, охотник мчится наверх, но когда он туда добирается, коварная птица уже внизу ухает. Миша не сдается – спускается вниз, глухарь тем временем незаметно (маскируюсь кронами деревьев) спокойно перелетает наверх. В общем, вернулся Миша ни с чем.

А после к нам пожаловали гости – лесник с гопником. Забегая вперед, замечу: видимо, в Крыму такая традиция – у каждого лесника должен быть свой гопник. Два раза в двух разных местах к нам заглядывали два разных лесника. И с каждым был субтильного вида мужичок, который садился на корточки и начинал что-то щелкать в то время, как лесник вещал нам, что это в принципе заповедная зона, и останавливаться на ночевку здесь нельзя, разжигать костер тоже, но если мы заплатим определенную сумму денег, то он постарается утрясти этот вопрос.

Кстати, тут-то мы и подумали – как бы объясняли леснику глухаря готового ?. С лесником мы вели себя по принципу «мы сами не местные, ничего тута не знаем, не понимаем, хозяина-то ушел, когда будет -  не знаем, придет – с ним и разговаривайте». Понял лесник, что ничего от нас не добьется, и ушел, обещав зайти через пару часиков, но больше мы ни его, ни гопника не видели. А продолжали дальше наслаждаться тишиной. Хотя не совсем тишиной. Очень меня прикалывали местные птицы – они сидели в траве и шуршали.

Еще на предыдущей стоянке в кустах возле родника шуршала птичка, кружась и копаясь на одном месте. Это смотрелось довольно забавно. А здесь птицы шуршали в листве на склоне, и создавалось впечатление, что там кто-то ходит. Но вот уже обеденное время, а наших путешественников все нет. Решили мы к их приходу сделать обед-ужин. Скоро наша группа была вся в сборе.

Следующий текст написан со слов Лены (она замечательная рассказчица) с некоторыми моими коррективами:

южная демерджи

«Вышли мы сначала на верхнее плато Демерджи. На кроне Южной Демерджи -  камни округлой причудливой формы, а на самом верху – флаг. Захотелось нам залезть туда. Парни подсадили девушек. Оказалось (что, в принципе, не удивительно), что оттуда вид еще прекрасней, чем снизу. С высоты видна Алушта, море в дымке. Причудливые камни казались еще причудливей, виднелись все вершины, на которых мы побывали. Начали спускаться с кроны и углубляться вниз в Долину Привидений.

долина привидений - столпы

Вышли на цветочную полянку с камнями и валунами.

валуны

Денис сказал, что мы идем в *опу мира, которая оказалась спуском. Как бы мы этот спуск назвали, если бы вчера поднимались по нему наверх с рюкзаками…. Вышли на обзорную площадку. Проходила экскурсия, мы рассыпались в разные стороны и смешались с толпой. Вышли бесплатно за ворота, а там уж расстались с экскурсионной группой, которая столь любезно приняла нас в свои ряды. Сразу же вышли на место, где организовываются конные прогулки. Как раз собиралась группа туристов и лошадей самых разных – от пони до взрослых коней. Был также тир с английским луком.

Каждый сделал по одному выстрелу, весьма точно, кстати. Недалеко была забегаловка, но это благо цивилизации мы прошли мимо, так как истинная цель нашей сегодняшней прогулки была аптека, где надо было закупиться пантенолом почти для всех, пострадавших от солнца. Но оказалось, что в поселке Лучистое местным фармацевтам живется очень даже неплохо – они работают лишь с 8 до 12 часов дня. Мы посмотрели на закрытую дверь в 12:30. Но делать нечего, попив сока, мы двинулись в обратный путь на Коровью  тропу. Но решили срезать, тем самым сделав новую тропу. Шли напрямик в гору с полным рюкзаком впечатлений, который оказался не очень-то и легким. Шли по жаре, но бодрости духа не теряли, так как в красках представляли, как придем и искупаемся в водопаде. Когда вышли недалеко от кроны Демерджы, обрадовались, так как до стоянки оставалось совсем немного. По дороге набрали травок для традиционного чая. Ну а в конце нас ждал гостеприимный прохладный Джурла»