+7989 839-01-53 (Ростислав) +7910 075-58-62 (Екатерина) tryz1@yandex.ru Whatsap,Viber: +79780259865

Дурмитор, Черногория - продолжение.

Место было чудесным, единственное но – здесь не было дров, поблизости не росло альпийки, и мы вынуждены были придерживаясь своего первоначального плана, топать на Шкретско озеро, лежащее манящей заплаткой внизу за перевалом, а топать до него было еще ой ей ей.

Перевалы пошли уж совсем малоходибельные, скорее по ним нужно было лазить, поскольку камни были мокрые, и протектор, изумительно выручавший в любых местах, напрочь отказывал в этой ситуации.

Тем не менее, мы благополучно преодолели подъем , а затем и спуск по какому то кулуарчику, убив на это пропасть времени, поскольку приходилось страховать половину группы. В итоге, когда мы дошли до ровного места в долине, времени до момента, когда сядет солнце оставалось от силы минут на тридцать.

И только мы расслабили булки, до домика, весело пестревшего крышей вдали, оставалось километра два, как я, шедший впереди, услышал крик шедшей сзади Лены. Сердце ушло в пятки, рюкзак в момент оказался на земле, и спустя мгновение я уже несся по направлению к источнику крика. С противоположного бугра летел Серега, но раньше всех подоспела идущая следом Татьяна.

на берегу малое шкретское озеро

это уже через день

На камне лежала лицом вниз Олеся, и с первого взгляда все было весьма не очень. Пульс слава богу был, из носа текла кровь, и вроде как было сотрясение. Оказалось, если и было, то легкое. Олеся открыла глаза, и сразу стало полегче. Всю остальную группу я мягко, без нажима, отправил к домику, наказав готовить ужин. Первая помощь слегка привела Олесю в чувство, и, повиснув на мне, мы потопали к домику. Танюха шла сзади, корректируя наше перемещение, Сереге же выпала честь нести три рюка, и он мужественно тащил их какое то время.

Шли мы вот так довольно долго. Пока помогал Олесе переставлять ноги, запомнился момент, когда Таня попросила поддерживать с больной разговор, а я не придумал ничего лучше, чем поинтересоваться московской жилплощадью Олеси. Жилплощади оказалось прилично, в общем не все так плохо... В общем как то потихоньку в потемках мы добрались до домика, переступив порог которого, тут же увидели странного вида деда, бывшего очевидно хозяином здешнего приюта.

В приюте оказалась одна комната на три койки внизу, и куча коек под крышей наверху. Сгрузив на койку Алесю и оставив дежурить Татьяну, потопал за Серегой. Он обнаружился через метров пятьсот с рюкзаком, за вторым пришлось пройти еще столько же, а за третьим он пошел уже сам – тот был где то еще в километре.

В итоге, когда я притопал с рюкзаками к домику, чувствовал я себя не очень )))), попытался оживиться ужином, заботливо сваренным нашим женским составом, после чего, посидев чуток, мы отправились спать.

В нормальной комнатке с больной спала Татьяна и Сергей, меня выперли спать на верх, остальных постигла та же участь.  На завтра решено было сделать походную дневку здесь же, все были не против.

Эту ночку я не забуду никогда. Дом был покрыт металлочерепицей, доски были подбиты через две, сквозняк сифонил так, что можно было сушить мясо без соли. Вдобавок ко всему, самое, что было интересное это ставни, стучавшие в окна так, что вздрагивал весь дом.

Периодичность стука их была где то раз в минут пятнадцать, жуткий рев ветра, гремевшего за стенами дома, резко нарушался их громоподобным грохотом. Учитывая, что спали мы практически под окнами, можно сказать, что мы не спали, а наслаждались ночью.

Продрав с утра глаза, увидел всю группу, нежащуюся на койках. В глазах их читалось немое восхищение местными архитекторами, решено было поискать что нибудь другое на сегодняшнюю ночь, собственно, что мы и отправились делать.

Алеся чувствовала себя хорошо, но мы все же оставили валяться ее дома, а сами пошли оглядывать долину.

медвежик

Долина представляла собой довольно красивое зрелище - правда чем то незримо напоминала походы по Кавказу, ну очень похоже на обрывы Пшехо Су и Оштена. Мы выбрели на Малое Шкретско озеро, полюбовались его берегами, поикали место под палатки, в принципе нашли, и пошли дальше к Большому Шкретскому озеру. Слегка заблудились по дороге, а затем, наконец, попали на берег.

самар

Озеро конечно нет слов. Красота просто восхитительна. Катя, Оля, я и Сергей полезли купаться, остальные просто релаксировали, наслаждаясь красотой.

перевал самар

Рядом попался родничок, из которого попили водички.

родник зеленый вир

Вода была прозрачна до безобразия и вдоль берега проплыли несколько форелек.

Жизнь прекрасна, в такие моменты хочется, чтобы они длились как можно дольше, но вскоре пришлось топать обратно в дом, поскольку нужно было еще успеть расставить палатки и собственно переехать.

Гнусный дед за постой содрал с нас по четыре с половиной евро, клятвенно заверяя нас, что сделал скидку почти в половину стоимости, было огромное желание выучить сербский или хотя бы ту его часть которая обычно не приводится в словарях, как раз для таких вот случаев, чтобы высказать хотя бы малую толику тех чувств, которые я испытал, ночуя возле грохающих ставен.

Зато сегодня мы ночевали прямо на берегу озера.

озеро змеиное

От ветра нас надежно закрывали близлежащие деревья, заходящее солнце подсветило окружающие нас горы, ярко играя красками и пытаясь навсегда остаться в памяти. Костер ярко пылал, ночь казалась удивительной  и сказочной.

Утро бодрое, мы грузим рюкзаки и потихоньку топаем вперед. Пара перевалов, по карте нарисованы какие то колыбы в большом количестве, колыбы таки есть, правда вот нарисованная непересыхающей Комарница пересохла напрочь. Лишь маленький родничок вверху, возле которого мы и обедаем.

Каньон Комарница оказался довольно красивым, с огромными крутыми скалами с двух сторон, густым хвойным лесом по склонам и к тому же напрочь сухим.

долина шкретского озера

виды по дороге в каньоне Комарница

Места были потрясающими по красоте, и приходилось только жалеть, что нет воды, и нет возможности стать на ночь.

каньон комарница

Однако спустя часа два по дороге попалось кострище, а соответственно по логике, вполне могла быть и вода поблизости. И точно, вода оказалась в пяти метрах сбоку. Небольшой родничок наполнял маленький водоемчик, после чего исчезал под землей. Ну просто чудо)).

Сегодня мы стали рано, до сумерек было еще часа два и так приятно было развалившись на коврике любоваться суетой группы: возней со спутниковым телефоном Оли, разборками с треккинговыми палками одной Лены и с ударенным фотоаппаратом второй Лены, щелканье фотиком Кати, ежеминутным любованием в зеркале подбитого носа Алесей, собиранием пауков и поимкой бабочек Аленой и установкой палатки Серегой с Таней. Ночь, тишина, звезды на небе. Небольшой костер, вспоминаем события прошедших дней… Спалось же на удивление зябко. Холодно было до безобразия, и я задолбался кутаться в спальный мешок. В общем с пол ночи я уже просто считал оставшиеся минуты до рассвета.

Каньон Комарница тянулся еще с пяток километров, мы проходили красивейшие места, один раз попалась интересная ванночка с водой, а вскоре мы вышли в цивилизацию, чувствовалось, что наш поход подходит к финишу.

виды в каньоне комарница

ванна в каньоне комарница

ванночка

Дома здесь стояли редко, местные жители похоже занимались животноводством, показалась пропавшая река, и по чуть чуть мы дошли до окончания каньона. Ночевка в этот раз у нас была вблизи населенки, местные жители угостили нас сливами, по дороге мы сорвали яблок, в деревне набрали воды. Вечером один из местных принес нам бидончик молока, отказавшись брать денег. «Ниште, ниште!» - ну ниште так ниште…. Поблагодарили, стали разливать. Молоко оказалось горячее, оказалось что он его еще и вскипятил для нас. Спасибо!

Утро. Собираемся и топаем в сторону Шавника. Вышли на шоссе. Карты у меня были 71 года, генштабовки, и этого шоссе там попросту не было. Слегка поспрошав проезжих, выяснили в которую сторону нам идти, и через час были уже в Шавнике. Здесь наша пробивная Катя тут же нашла такси, две штуки, которые согласились отвезти нас до Никшича. Лена, которая оставила часть вещей в Жабляке здесь с нами расставалась, и должна была догнать нас уже на побережье.

Мы загрузились в две машины и поехали. Не хотел бы я еще раз испытать подобные ощущения, скажу только, что меня укачало минут через пять, а сидящая рядом Алеся даже слегка испачкала спинку кресла, но мы все быстренько подтерли салфетками и все было окей. По дороге мы слегка переиграли и водилы повезли нас прямиком в Будву, куда мы домчались спустя совсем небольшой кусок времени.

Так приятно после холодных гор оказаться под теплым солнышком Будвы. Температура была где то под тридцать, море больше двадцати с копейками, в общем, полный порядок.

Единственное было не понятно где же тут стать с палатками то. Пошлявшись немного, нашелся премиленький пляжик, на котором мы и развалились спустя какое то время, предварительно переговорив с местными охранниками. И вот, небольшой костер, ночной город, ночь под шум прибоя….

закат в будве

Утро, море. Серега поймал трепанга, мы его съели. Какие то сербы поймали осьминога, а Таня где то сфоткалась с морской звездой.

морская звезда

Живности тут не меряно. Возле ног постоянно крутились куча рыбок, кусавших за ноги, когда входишь в воду. И подумав слегка, я придумал отличный способ не мыть котел: ставишь его просто в воду и ждешь часик. Потом приходишь – и вуаля, котел блестит как после посудомоечной машины, рыбки объедали его начисто. Быстро и практично. Со временем я и посуду туда ставить начал. Красота.

Нас покинула Оля, которая отправилась осваивать азы виндсерфинга, где то дальше по побережью.

Весь день мы гуляли по городу, встретили Лену, а вечером готовили какие то макароны со всем на свете, после чего ужинали при свете звезд. Этакий ужин при свечах вышел. После которого я за чем то еще поперся гулять по ночному городу, забыв что пляж закрывается. На обратном пути пришлось вспомнить молодость и лезть через забор, благо охранник ничего не сказал, и даже предусмотрительно потушил свет, когда увидел, что я топаю на ощупь, и ничего не вижу из за яркого фонаря. Ну что тут скажешь, поблагодарил его и лишний раз и поудивлялся местному радушию.

Утро.

Собираются Катя, Леся и Лена. Они едут в сторону Дубровника, нам же предстоит еще пол дня пляжа, чему я честно говоря рад. Приятный пляж, приятное море.

Нас ждет Тиват, куда мы едем после обеда. Здесь мы забурились на присмотренный пляжик в заброшенном парке, подлечили Таню, у которой разболелась нога. Сварили прощальный ужин, и собственно как бы собирались спать. Я даже задремал, правда, чуть поодаль, поскольку своей болтовней, остальные мне спать не давали.

Проснулся я от каких то кошачьих воплей. С просонья я даже подумал, что это поют радующиеся жизни мои туристы. Долетали обрывки музыки, не то Хеллоуин, не то что то другое. Посидев минут пять, я таки вникнул в суть, и пошел подивиться кто это так поет то. Оказалось, что рядом с нами обосновались пару подростков, которые скурив чего то веселого, пытались изо всех сил поднять нам настроение. Слава Богу, через пять минут они ушли, видно за добавкой, а мы благополучненько проспали до рассвета.

Утром был самолет. Мы попрощались с Аленой и Леной и с Серегой, и полетели в Белград. В котором у нас опять не было визы, в добавок за стойкой сидел какой то не тот тип, который нас успокоил, что все ок, а потом куда то сдымил. Взамест него пришла какая то другая тетя, сильно удивившаяся почему ж мы так долго ждали, и заявившая, что наш багаж найти теперь будет сложно.

Разумеется, эта новость не добавила нам настроения, я с перепугу напрочь забыл английский который и так знал не очень, сербский я знал еще меньше, и никак не мог понять чего она мне говорит. Потратив на нее минут сорок, я таки понял, что багаж вроде как найден и уже едет куда надо, но вот билет и багажную квитанцию мне выдадут уже при выходе в ворота. Это как то так тоже нас не сильно взбодрило, мы в каком то подавленном состоянии пошли объясняться с девочкой на воротах. И таки минут через тридцать принесли наши билеты. Ну е мае. Вот сразу вот нельзя разве было выдать?)))

Самолет, Вена и родная Украина. Наконец то!!! Ура!!!!! Спасибо всем за поход!