+7989 839-01-53 (Ростислав) +7978 025-98-65 (Екатерина) tryz1@yandex.ru Whatsap,Viber: +79780259865 SKYPE: idemvpohod

Ловящие Дзэн часть 3

часть 1
часть 2
часть 3
часть 4

6 мая
У меня уже явно выработался режим, потому что каждое утро я вставала почти с первыми лучами солнца. Вылезаю из палатки, а Саша уже разводит костер и готовится делать овсянку. Пользуясь моментом, отсыпаю себе мюсли и жую их в сухом варианте – все вкуснее, чем ненавидимая с детства каша. Утро как всегда чудесно, хотя сегодня по небу гуляют облачка, впрочем, не предвещая ничего плохого. Собрались мы быстро, ведь сегодня предстоит длинный путь аж до Ласпи. По карте расстояние выглядит впечатляющим, больше, чем то, что мы прошлепали с утра и до темна в четвертый день. Как всегда, нужно запасаться водой, потому что следующий источник ожидается ой как нескоро. Продолжаем подъем, который был вчера на тропе легионеров, но сейчас он уже не столь ощутим, да и намного короче. Вскоре лес становится все реже, а цветной ковер все гуще и разнообразнее. Красные пионы, тут и там растущие целыми клумбами, не перестают восхищать, а на лице непроизвольно возникает улыбка, глядя на это весеннее великолепие.

маки

Подъем уводит нас на плато, заканчивающееся скальным обрывом, - это гора Спирады. Еще чуть-чуть, и мы увидим море после нескольких дней пути по лесу. И мы увидели море… облаков! Под нами простиралась белая долина, рельефная и подвижная, медленно наплывающая на лесной ковер у подножия скал. Небо оказалось и над, и под нами.

форос

Под впечатлением мы разбрелись по плато и просто смотрели на эту красоту с края горы, время от времени делая фото на память.

Дорога по плато казалась просто потрясающе прекрасной от виденного вокруг. Идем быстро, потому что тропа просматривается далеко, и отстающие видят впереди почти всю группу. Этот переход до следующего привала был, пожалуй, самым долгим из всех, что были в этом походе. Во всяком случае, многим так показалось. Миша отметил, что мы часто встречаем в группах, идущих навстречу, рюкзаки с накидками от дождя, да и серые тучки набегают с завидной быстротой, близко раздаются громовые раскаты. Даша говорит, что ночью видела зарницу. Нежели все-таки и в этом походе не обойдется без дождя? Достаем поближе свои накидки и дождевики. Но скоро понимаем, что они нам так и не пригодятся. Грозные тучи сменяются безобидными белыми облачками, идти легко, ведь солнце сегодня не печет, как обычно. А вот и привал с обедом – добрались до полянки рядом с источником. Саша говорит, что идем мы медленно, до Ласпи можем не успеть. Впрочем, мы ведь в четвертый день прошли тот путь, что предполагался на два дня. Так куда нам спешить? Значит, можем дойти до Чертовой лестницы и там поставить лагерь.

Тем временем раскладываем заветный обед, все уже проголодались: колбаса, шпроты, сардины, хлеб и неизменные финики, в этот раз добавился еще изюм, поскольку Ира упрятала шоколадку, которая больше пригодится к чаю на ужин. Как правило, шпроты и сардины у нас съедались на обед очень быстро, и оставалась колбаса, которую уже никто не хотел. Ира решила изменить такой расклад: «Так, пока не съедите по бутерброду с колбасой, рыбу никто не ест». Этот принцип сработал отлично, и мы его в дальнейшем все время придерживались: и колбаса, и все остальное с удовольствием схомячили. Даша взяла пустую банку из-под шпротов, где бултыхалось только масло, покрошила туда хлеб и говорит: «Угощайтесь!», чем вызвала взрыв хохота. «Между прочим, очень вкусно», - отметила Даша. Я попробовала – и правда, вкусно! И финики, которые казались такими непривлекательными в начале похода, теперь мы с удовольствием расхватываем на каждом привале.

В течение всего дня мы сегодня проходим множество скал, откуда открывается прекрасная панорама, и везде нас сопровождает облачное море внизу.

виды на побережье

скалолазание

Чертова лестница оказалась ничем не примечательным лесом. Во всяком случае, то место, что Саша назвал Чертовой лестницей. Возможно, конечно, под ней имеется в виду что-то другое, но этого другого мы не видели. Эта стоянка обещает быть комариной, то и дело цапают с разных сторон противные насекомые. Неудивительно, ведь рядом расположилось уютное болотце. Помимо комарья, здесь водятся и другие твари, желающие поживиться – лесники, и, по словам Саши, сегодня очень высока вероятность, что одного такого мы здесь встретим. Идем от болотца подальше на отличную просторную поляну. Тут даже есть стол – небывалая роскошь для туристов.

Не торопясь, ставим палатки, ведь пришли мы на стоянку достаточно рано. Ира решила поваляться или даже поспать, как-то сегодня ей путь дался непросто. Наташа, Миша, Паша и Света взялись за помывку, Олег с Дашей пошли гулять к болоту, мы с Ирой Дзэн уселись у костра, а Саша принялся за готовку плова. В общем, каждый нашел себе занятие по душе. Время нашлось и для игры в Уно в просторной палатке наших тамбовских друзей, которую мы прозвали не иначе, как шатер. Вообще, сегодня выдался какой-то особенно игральный вечер. После ужина с замечательный пловом, который каждый оценил добрым словом, мы и в «Контакт» поиграли, и в «Ассоциации», где особенно цеплялась тема еды: когда кто-то вспомнил про гречку, перечислены были все каши, которые мы ели в походе, а слово «мороженое» вообще раза три повторялось по новому кругу. Ближе к ночи до нас доносился концерт. Нет, не гитарно-песенный из соседнего лагеря, а лягушачий из относительно удаленного болота. Квакающий хор то становился удивительно громким, то резко умолкал, как по команде, а затем снова так же внезапно возобновлялся.

7 мая
До чего же приятно просыпаться под пение птиц и солнечный свет – лучший будильник, который, ко всему прочему, не нужно заводить. Соседняя группа на другом берегу ручья уже активно завтракает и собирает лагерь под гитарные песни. А мы, как всегда, в своем комфортном ритме: «кто понял жизнь, тот не спешит». На этой стоянке оказалось особенно много насекомых, особенно жучков, напоминавших тараканов. Как оказалось, и клещи тут как тут – на этот раз тяпнули Мишу.

Сегодня наш маршрут имеет цифру – тропа номер 8. Как и в предыдущий день, идем воль берега моря, только наверху, по скалам. У особо живописных останавливаемся и карабкаемся к вершине, чтобы узреть панораму. Наконец, море раскрывает нам всю широту своих синих просторов – облака внизу рассеялись

форос

А на следующем привале взбираемся на еще более высокую скалу. Наверху Миша замечает уползающую за камень змею – везет ему сегодня на гадов. А мы резвимся у края, делаем ласточки и фотографируемся. Какая же красота, даже не верится, что всего неделю назад мы сидели в серой Москве, где еще так неохотно набирала обороты весна! Здесь уже лето, все утопает в зелени и цветах, ярко и жарко светит солнце, и море манит окунуться в свою гладь, впрочем, пока манит издалека.

Спускаясь вниз, собираем с Ирой на склоне чабрец, который прячется между камней и других растений, низкорослый, с еще не распустившимися цветами. Ребята вчера нас угощали потрясающим чаем, ведь по дороге они успели насобирать целый пакет ароматного чабреца. Навстречу нам поднимается Ира Дзэн, но она подошла слишком поздно, все уже ушли вниз, так что ей приходится вернуться вместе с нами.

Параллельная группа уже убежала далеко вперед. Вчера их инструктор пошел не по той тропе, и они пришли к трассе гораздо ниже нужной дороги, так что до Ласпи им пришлось идти в сопровождении автомобилей. Мы же идем наверху и наслаждаемся видами. Вот проходим лагерь скалолазов, а рядом со скалы на скалу протянуты веревки, один из тренирующихся уже перелезает из пункта А в пункт Б под восхищенные взгляды проходящих мимо.

Впереди видна Форосская церковь, которую мы конечно же не обойдем своим вниманием.

церьков на форосе

Пройдя немного вниз, оставляем рюкзаки на трассе вместе с Сашей и идем окунуться ненадолго в цивилизацию. У церкви даже есть палатки с продуктами и сувенирами, и мы конечно набрасываемся на холодильник с мороженками. Особо изголодавшиеся по вкусняшкам, в частности, Миша, покупают аж 3 штуки. Наташа вспоминает о том, как Ира Дзэн мечтала о мороженом вчера, и решаем принести ей лакомство, ведь она осталась с Сашей и рюкзаками. После Фороса погружение в цивилизацию еще недолго продолжается, и мы идем по трассе в небольшой подъем до сувенирного рынка, а дальше уже ныряем в густой лес, где путь продолжаем по совершенно чудесной ровной и прямой тропе. Дорога была настолько приятной, что Саша даже пропустил место, от которого следовало свернуть к сельпо. Ну ничего, еще один магазин есть в Ласпи, так что мы своего не упустим.

Пока ждем всю группу на привале, к нам присоединяются четвероногие братья – собака-мамка и трое щенят. Все радостно виляют хвостами, трутся об ноги, а мамка и вовсе бесцеремонно тычется мордой, а потом просто плюхается поочередно то на мои ботинки, то на ирины. Эта веселая компашка увязалась за нами до самого обеда, видимо, в расчете на кормежку. Но не тут-то было. Мы сами голодные, а потому жадные. Саша прогоняет незваных попутчиков. Раскладываемся прямо на дороге. Тут уж съедается все, и бутерброды, и финики, и изюм, и хлебушек, смоченный в масле из-под шпротов, и даже холодная манка, которая осталась с завтрака. Паша с удовольствием ее уплетает подчистую. А воды практически не остается, до нее идти в Ласпи, куда мы быстренько и направляемся. Длинный спуск с горы и – вуаля, тут тебе и привал на широкой полянке со столом, и родник рядом, и где-то недалеко заветный магазин. Набираем воды и идем в сельпо. Странно, но желающих оказалось немного: Саша и мы с Ирой.

Спускаемся зигзагами в поселок, спускаемся долго, идем вдоль автодороги, да когда уже мы придем?! Мы-то думали, что до магазина рукой подать. Разморенные солнцем, начинаем с Ирой ныть, то ли в шутку, то ли уже всерьез: «Саш, ну где уже магазин, сколько еще идти? Сааш, ну Саааш, ну Сааааш!». А Саша только ухмыляется в ответ, дорога уходит все ниже, а обратно нам туда, наверх… Ира выглядит особенно колоритно: у нее сгорела одна рука, и она обмоталась платком, получилась а-ля бриллиантовая рука. Стоило нам всерьез пожалеть о такой долгой прогулке, как видим незатейливый, но заметный указатель «Магазин». Ура, пришли! Это самое сельпо без указателя найти было бы затруднительно, потому что он представляет собой закуток в подъезде обычного дома. Но поток посетителей здесь - что надо: у входа – целая свалка рюкзаков. Половина полок магазина завалена вино-водочными изделиями, другая половина – всем остальным. Всякого рода печеньки уже раскуплены, осталась только парочка рулетов, да карамельки. Мой взгляд зацепился сначала за бананы, а потом за охотничьи колбаски. Ною Ире над ухом, давай, мол, купим и то, и другое. Но Ира тверда, и колбаски уверенно отвергаются, ведь главная задача у нас – купить сладенького для группы. Ладно, хоть бананы берем в придачу к рулетам и барбарискам. Стоило нам расплатиться, как подошли еще Олег и Даша. Придется им тоже стоять в очереди, а мы идем хряпать бананы на скамейке. Ира посидела, подумала, и решила взять еще бананов. Довольные покупками, мы пошли обратно вверх. Почему-то путь показался гораздо меньше, чем до магазина.

На стоянке началось обсуждение: остаемся здесь или пойдем до конечной планируемой точки. Параллельная группа этот путь прошла сегодня с утра за 4 часа, а мы уже порядком подустали, даже если пройдем за то же время, то придем скорее всего затемно. Впереди серьезный подъем. Нас с Ирой это не пугает, бананы придали сил, и мы голосуем за то, чтобы идти дальше. Как ни странно, большинство как раз за этот вариант. Быстренько решили сбегать до родника пополнить запасы воды, а когда пришли, выяснилось, что группа решила все-таки бросить якорь в Ласпи. За нашей дискуссией, как оказалось, внимательно следил лесник. И стоило ребятам сказать, что мы остаемся здесь на ночевку – он уже тут, как тут, и требует денег за стоянку. Альтернатива – остаться бесплатно на этой самой полянке у дороги с кучей мусора рядышком. Миша уже сбегал по окрестностям и нашел хорошую стоянку. Что ж, лучше мы заплатим 140 грн с группы, и никто больше нас не будет донимать. Так и сделали. Площадки под палатки здесь необычные – вытянутые горизонтально ровные террасы на склоне с прекрасным видом на горы и море. Я сразу примечаю симпатичное местечко под цветущим деревом – просто райское место! А рядышком еще и кострище, обложенное камнями. Ставимся с Ирой здесь, а остальные – на площадках повыше.

ночевка

Общим решением сегодня планируем эдакий заключительный ужин. Хотя завтра у нас будет полноценный походный день, но прийти мы можем очень поздно, и до магазина никто не пойдет. Составляем меню на вечер и отправляем гонцов в сельпо за вином и всякими вкусностями. А в это время решаем с Ирой помыться. Нам выделили один котел, но когда Ира пошла набирать воду, пока я разводила костер, оказалось, что «водопровод» пересох, струя исчезла. Саша сказал, что это нормально, здесь так бывает, скоро пойдет снова. И правда, спустя короткое время нам удалось наполнить котелок и бутылки. Народу на стоянке оказалось довольно много, и зеваки слонялись туда-сюда по тропинке с комментариями, пока мы корячились в попытках нормально помыть голову. А это было сложно, еще и потому, что котелок мы нагрели сильно, и получилось, что горячей воды у нас больше, чем холодной. Зато повеселились мы с Ирой от души сами над собой.

Ну вот и ребята вернулись из магазина, и группа быстренько собралась у костра за поеданием всего, что попадалось на глаза. Разговор плавно перешел на подведение итогов похода. Саша отметил, что у нас подобралась замечательная группа. Несмотря на то, что она изначально состояла из двух небольших компаний и еще одной девушки, мы очень быстро сплотились, вечно на позитиве, а еще отличаемся от других групп, которые он водил, той особенностью, что постоянно задаем вопросы: «А на какой мы высоте, а сколько нам еще км идти, а на сколько метров сегодня будет подъем?» Ира Дзэн вообще молодец, ведь она в походе впервые, и не только все трудности стойко выдержала, но и постоянно заряжала нас своим радостным смехом и восхищенными восклицаниями при виде прекрасных пейзажей. А мы в свою очередь благодарили Сашу за душ, за плов, за завтраки каждый день и всегда чистые котелки, Ира Дзэн всем говорила «спасибо» за поддержку, особенно Олегу и Мише, которые шли замыкающими. Было так хорошо и просто: мы долго сидели у костра, любовались видами, открывающимися с нашей стоянки, не спеша, потягивали вкусное вино, играли в ассоциации, разговоры лились рекой, а смех разносился далеко вокруг. Хотелось всех обнять и сказать: «Какие же вы хорошие!» Хотелось, чтобы этот тур по Крыму длился дольше… Осталась всего одна совместная ночевка, и мы разбежимся, кто куда. С радостью и грустью пью ароматный чай с чабрецом, уже ночь, но птицы продолжают напевать свои звучные песни, а в небе стремительно падает звезда.