+7989 839-01-53 (Ростислав) +7910 075-58-62 (Екатерина) tryz1@yandex.ru Whatsap,Viber: +79780259865

Ловящие Дзэн часть 2

Страшного зверя мы не дождались, но меня рано утром разбудили странные басистые крики: «ААА! ААРР!» Сначала было полное ощущение, что кричит человек, но как-то больно дико. Тем более оно усилилось из-за кошмара, который мне приснился. А потом вспомнила, что Саша накануне вечером говорил о косулях. Вот уж не думала, что они так голосят! Сон уже улетучился, и я решила пофотографировать сонный лагерь. Ясное утро скрывалось за горами, а в ущелье, где мы расположились, царил прохладный полумрак.

карадагский лес

Так, сегодня планировалась овсяная каша, которую я не люблю, а значит, надо отсыпать себе мюсли, чтобы зарядиться энергией. Сегодня каша у наших туристов снова не пользуется популярностью и уходит вслед за вчерашней гречкой под дерево. Собравшись, держим курс на Большой каньон, путь к нему оказывается почти сразу в подъем, обливаясь потом, тяжело преодолеваем его. Приваливаемся вдоль тропинки в лесу, где сверху нас осыпают белые лепестки с дикой груши, а среди деревьев радуют глаз крупные розовые пионы. Дорожка выравнивается, и вот взору открывается разлом каньона, заросший бесконечной зеленью.

Надолго останавливаемся полюбоваться, и здесь наша позитивная Ира впервые ловит Дзэн, который будет сопровождать ее и нас весь дальнейший путь. Миша крикнул в пустоту каньона, тот ему ответил трижды звучным эхом - впечатляет. А красота-то какая! Меня начинает мучить тяга к разнообразным цветочкам, которые фотографирую на каждом шагу. Дикий ирис! Ну как можно пройти мимо?

цветы

Я такого разноцветья еще нигде не встречала. Проходим некоторое время по кромке скалы, а вскоре тропа уволит нас снова в лес и дальше к людной дороге, рядом с которой устроилась достопримечательность – Голубое озеро. Тут и останавливаемся. Желающим Саша предлагает сбегать до Ванны молодости – 1,5 км налегке. Таковых нашлось немного – только мы с Ирой. Побежали в указанном направлении вдоль речки, тропа ныряет вверх вниз по камням и становится довольно узкой, а людей здесь не меньше, чем, например, в каком-нибудь московском парке. Два раза по дороге нам уже казалось, что мы у цели, но то были не те ванны, до нужной дальше.

И вот приближаемся к огромному скоплению людей – все ясно, пришли. Хмм, где бы переодеться? Речка зажата с двух сторон скалами. Смотрим наверх – может туда? Старательно заползаем с Ирой по импровизированной сыпучей тропинке вверх к приглянувшемуся камню. Когда добираемся до цели, понимаем, что идея была неудачной: на нас открывается прекрасный обзор отовсюду снизу, где стоит толпа зевак. Тут нас разбирает смех от осознания собственной глупости. Назад слезть оказывается проблематично, неуклюже скатывается до середины подъема, там и меняем футболки на купальник. Тем временем, на нас никто и не обращает внимания, все взгляды устремлены к ныряльщикам в Ванну молодости.

ванна молодости

Купаемся с Ирой по очереди. Ощущения непередаваемые! Вода сразу обжигает своей ледяной свежестью, но когда вылезаешь, то чувствуешь, что вся боль в мышцах моментально улетучилась, а по телу растекается приятное тепло. Бодрые и довольные, мы двинулись в обратный путь, но соблазн искупаться снова пересилил, и мы решили окунуться в соседних аккуратных ванночках. Обратный путь растянулся из-за обилия туристов, неуклюже перебирающихся с камня на камень: из-за узости тропы порой их было не обойти. Тем временем, группа нас уже заждалась, все уже давно накупались в Голубом озере и жаждали подкрепиться. Сбегали вниз посмотреть озеро и мы, а после быстренько и с аппетитом проглотили все, что нам предлагалось из яств.

Дальше идем по широкой туристической тропе к водопаду Серебряные струи и новой стоянке. Нам несказанно везет, потому что во время прохода мимо кордона одного из самых злостных лесников, он увлеченно беседует по телефону. Но спустя пару часов натыкаемся на следующего «санитара леса», и тут уже не отвертеться: 40 грн. за проход, 15 – за стоянку. Платим по 40. Зачем же нам тут останавливаться на ночлег, мы так, мимо проходили. А сами как раз направляемся в сторону предполагаемой стоянки. Здесь групп уже стало заметно меньше, так что находим подходящую полянку без проблем.

Прежде, чем начать ставить палатку, раскладываю коврик на первом попавшемся ровном месте и любуюсь на молодую ярко-зеленую листву, прозрачную от солнца, через которую пробивается лазурное небо. Ира все еще по инерции суетится и жаждет поставить палатку, Миша, пользуясь моментом, предлагает ей заодно собрать и их жилище. Но как только я покидаю свой коврик, Ира его моментально занимает. Валяться и впрямь гораздо приятней, чем втыкать колышки, да и торопиться уже некуда. Саша пошел обустраивать нам сюрприз в виде душа у речки, а мы решали, когда лучше сбегать на водопад. Если завтра, то с рюкзаками придется сделать небольшой крюк, так что идем сегодня налегке. Водопад оказался симпатичным и уютным, людей здесь немного, а рядом еще и прилавок с вином. Дегустация заканчивается покупкой Олегом бутылочки на вечер. Обратно идем не спеша, болтаем с Ирой о том - о сем, что может пора завязывать с рюкзачным напрягом и двигать в Турцию на пляж? Но ведь  скоро трудности забываются, и что-то внутри снова зовет к палаткам, кострам, рюкзакам и прочим походным прелестям.

На стоянке нас уже ждет подготовленный Сашей душ, так что определяем очередность помывки. Первой идет Даша, я следом за ней, чтобы до темна как-никак высушить свою длинную шевелюру. Даша возвращается в восторге – такого комфорта в походах она еще не видела. Иду оценить приспособление. Саша сделал у реки второй костер, где и грелась вода на помывку, потом она отправлялась в цилиндрическую емкость, подвешенную на веревке. Та в свою очередь поднималась над головой, а вода подавалась откручиванием крантика с дырочками снизу. Конечно, вечером уже прохладно, да и комары достают, но тем не менее помывка оказалась в разы комфортнее, чем обычно в походе. Каждый по очереди благодарил Сашу после водных процедур.

Тем временем, мы решили поиграть в «Я иду на север» у костра. Знали правила только мы с Олегом, и это хорошо, потому что как раз правила рассказывать здесь не нужно. Я начала игру: «Я иду на север и беру с собой, ну, например, топор». При этом активно почесываю нос. Каждый по очереди произносит эту фразу и говорит, что же он с собой берет на север. Поскольку я ведущий, то говорю человеку, едет ли он туда, куда собирается. А как я это решаю? Все очень просто: не важно, что человек с собой берет, а важно в данном случае, чтобы при этом он почесывал нос. Игра получается очень забавной, когда догадавшиеся начинают брать с собой на север всякую чушь, типа пластиковых окон и комаров, а остальные недоумевают, почему же этих чудаков берут, а их, со столь важными вещами, отвергают. Итак, мы с Олегом сидим себе, чешем носы. Сначала угадала смысл игры Ира, первым делом взяв с собой тараканьи ножки. Миша и Ира Дзэн тщетно пытаются выяснить закономерность, а мы им активно намекаем.

Миша негодует: «Ну почему Ира берет с собой светиного мужа и идет на север, а я беру светиного мужа и не иду на север, что ж за несправедливость?!» Тем не менее, Миша следующим примыкает к трущим носы игрокам, а целеустремленная Ира Дзэн все не бросает попыток присоединиться к идущим на север. Наконец, приходит ее очередь в душ, и она нас покидает на время, но с обещанием прийти и продолжить загадочную игру. И обещание свое исполняет. Мы уже вовсю заливаемся смехом и предлагаем устроить «дуэль» Иры Дзэн и Олега, который особенно колоритно намекает и сидит уже с красным носом. И тут понеслось! Олег: «Я иду на север и беру с собой тапочки». Ведущий: «Ты идешь на север». Ира, тщательно копируя интонацию Олега: «Я иду на север и беру с собой тапочки». Ведущий: «Нет, ты не идешь на север». Олег снова: «Я иду на север и беру с собой тапочки». И вновь идет на север. Ира: «Ааа, да что ж такое!» Но наконец и к ней приходит озарение, ко всеобщему восторгу и она идет на север!

Настроение у всех уже приподнятое, и мы с удовольствием долго болтаем обо всем у костра, попиваем купленное вино, слушаем и рассказываем байки.

4 мая
Сегодня Саша обещал нам «транзитный день», т.е. будем идти по лесу, ничего интересного не увидим. Собрались и вышли мы достаточно рано. Идти по лесу приятно – красиво и прохладно, дорога широкая и очень плавно поднимающаяся наверх. По плану мы должны проходить Чайный домик, но Саша сказал, что нет там ничего интересного, а на лесника нарваться вероятность большая, так что пойдем мы по сокращенному маршруту к Барской поляне. С натоптанной дороги сворачиваем на робкую тропинку и сразу же выходим на красивую обзорную площадку, где и делаем фото-привал. Тут наш горный или пеший поход по Крыму преподносит нам неожиданный сюрприз - обнаруживается первый клещ, цапнул он Иру, которая наверно больше всех опасалась встречи с этими гадами.

снимаем клеща

Миша решил его вытащить пальцами, но клещ оказался слишком маленьким, зацепиться как следует не удалось, и голова с лапой так и остались торчать в ирином животе. Ладно, операцию будем делать позже, щипцы и игла зарыты где-то далеко в рюкзаке. Да, клещей здесь и правда хватает. С утра сняла с себя уже 3 штуки, в Крыму они очень мелкие и незаметные. А мы-то уже думали, что зря нас пугали этими тварями.
Дальше тропа то выходит на кромку скалы, то уводит нас в лес. В одном из таких мест она становится совсем незаметной и вскоре теряется среди свежего зеленого лесного ковра. Мы делаем привал, а Саша убегает найти тропу. Так уже бывало не раз, но всегда он чудесным образом выводит нас в нужном направлении. Снова то и дело выходим на цветущие смотровые площадки.

панорамы

После одной из них тропа берет резко вверх, а после довольно крутого подъема устраиваем основательный привал на перекус. Я достаю принадлежности для «операции» по выниманию клеща, а Ира дезинфицирующую жидкость. Пробуем щипцы – бесполезно, слишком мелкий фрагмент, не за что зацепиться. В ход идет игла. Сначала Ира пробует вытащить сама, потому что я ворочу нос от ковыряния в чужом организме. Но потом, видя тщетность ее попыток, все же пересиливаю себя и пробую зацепить оставшуюся черную точку. Это оказалось непросто, и большую часть перекуса мы с Ирой провозились за этим увлекательным занятием. Практически успешно, осталась совсем малюсенькая точка, которую никак не вытащить. «И что теперь будет?» – спрашивает Ира. Говорю: «Да ничего страшного, организм отторгнет эту бяку».

Еще до перекуса Саша предложил пойти дальше Барской поляны, поскольку мы путь сократили и явно придем туда очень рано. Эту идею мы единодушно поддержали. Барская поляна оказалось очень симпатичным местом, но здесь уже устроилось несколько групп. Очевидно, что место всегда пользуется популярностью. Мы же, оставив рюкзаки, спустились к источнику, который оказался прямо в пещере, которая нас не только напоила, но и придала сил своей свежей прохладой. Мы набрали чистейшей воды из импровизированных ванночек и двинулись наверх. А вверху, оказывается, еще и прекрасный вид на окрестности! И не зря место названо Орлиный залет. Сразу же взгляд упал на парящую большую птицу, которая кружилась в потоках воздуха.

барская поляна

Лес внизу напоминал мшистый ковер, раскинувшийся по долине, а соседняя скала смотрела на все это вполне себе человеческим профилем.

обрывы барской поляны

Насладившись вдоволь видами, снова собираемся в путь. Сначала это подъем, а потом тропа выровнялась, и мы двинулись так шустро, что даже пропустили нужный поворот. Возвращаться не стали, свернули дальше и в конце концов вышли на нужную дорогу. Весь путь – по лесу, цветущему нежно-фиолетовыми фиалками, ярко-желтыми лютиками, розовыми и красными пионами и другими цветами, названия которых я не знаю. На одном из привалов набредаю неподалеку на целое поле маргариток!

маргаритки

Но здесь надолго задержаться не приходится – нужно быстрей идти к стоянке. Дорога сильно натоптанная, и мы часто встречаем здесь группы, каждая из которых спрашивает нас о Чайном домике. Миша предполагает: «Наверно классное местечко, все туда рвутся». Но наша цель – источник Ай-Димитрий. Ура, пришли! Ан нет, здесь притаился злостный и принципиальный лесник: лагерь ставить нельзя, идите дальше, денег не берет. А времени уже много, а мы уже уставшие, никто не рассчитывал, что путь затянется на еще один переход. Тут Олег снова достает из рюкзака свой козырь, теперь это 1,5 кг яблок, которые мы моментально с удовольствием стрескиваем. Ира клянчит у Саши шоколадку, но Саша в принципиальности не уступает леснику, так что мне приходится достать свою шоколадку из заначки, которая осталась еще с поезда, и мы ее тоже быстренько уничтожаем.

Продолжаем наш путь по заповеднику, тропа в какой-то момент становится каменистой, неудачно ступив, подворачиваю ногу. Затянувшаяся дорога начинает раздражать, но делать нечего – вариантов для ночевки здесь нет. Подходим к обрывистому ущелью. Саша предлагает 2 варианта пути: через этот каньон вниз, это дольше, либо вверх по тропе в обход каньона. Ира даже подумала, что Саша шутит, предложив вариант спуститься в этот обрыв, но нет – все всерьез. Мы, не будучи мазохистами, выбираем путь в обход по тропе. В подъем идем тяжело, свесив на плечо язык. Нам навстречу спускается группа в надежде остаться на ночевку на источнике Ай-Димитрий. Мы предупреждаем их о злостном леснике. Ребята в замешательстве советуются, времени до сумерек остается мало. Решают идти дальше. Но на ближайшем привале они возвращаются и останавливаются на первой попавшейся ровной площадке, пусть даже она далеко от источника. Тропа дальше уходит в развилку. Куда дальше? Наташа примечает, что одно ответвление выложено палками, будто коридор, в то время, как поперек другой лежит палка, перегораживая путь. Так туристы отмечают верную дорогу, идем по ней. Еще одной встречной группе сообщаем, что ночевки на источнике у них не выйдет, они решают повернуть к своей последней стоянке и резво нас обгоняют. Идем сквозь заросли можжевельника, постепенно раздражение сменяется на веселье, и мы с Ирой начинаем напевать какую-то чушь.

Доплелись до речки. Появление мусора было верным признаком близкой стоянки. Ждем всех и поднимаемся выше. Здесь уже обосновалось много групп, в том числе и та, что мы встретили последней. Место в принципе не самое удачное – каменистый холм, где большинство площадок под палатки наклонные. Саша и Миша пошли в разные стороны в поиске подходящего лагеря. Даша достает из заначки конфеты и раскидывает их желающим. Наше с Ирой веселье теперь разделяют Наташа, Света и Ира Дзэн, чей смех настольно громкий и заразительный, что невозможно к ней не присоединиться.

Миша тем временем нашел пару мест на другом берегу речки, а Саша подальше на холме. Второй вариант все-таки оказывается более предпочтительным – идем туда. Но тут далеко от воды, принимаем решение идти дальше к полю, там совсем рядом речка. Приходим на стоянку уже в темноте. Задача номер 1 – сбор дров. А дрова внизу у речки, куда ведет крутой спуск. Вооруженные фонариками, мы быстро устраиваем конвейер по доставке дров. 2-3 человека ищут вдоль реки, еще 2 стоят на склоне и передают наверх, сбоку Миша отламывает сухую ветку, остальные наверху складывают полученные дрова и разжигают костер. Бревна покрупнее стали пилить, да так весело, что этот процесс увлек почти всех членов группы. Все получилось оперативно и слаженно, так что скоро мы уже ставили палатки. Олег отметил, что мы настоящая команда, ведь все сработали дружно, совершенно не сговариваясь.

Ира упрямо голосила: «У кого морковка?!» Но никто не признавался. Я подсказала: «Ищи того, у кого лук – они при распределении в пакетах лежали рядом». Ира: «У кого лууук?!» Сработало! И морковка, и лук нашлись у Саши. Завертелась готовка. Аппетит у всех разыгрался не на шутку, поэтому под куст в этот раз отправилось совсем мало гречки. И вновь костер, звезды, анекдоты и байки. Популярностью пользовались в этот вечер анекдоты про девочку, Иру Дзэн (а значит и всю группу, которая автоматически начинала смеяться с Ирой) особенно развеселил этот:

«Отправила мать девочку за сметаной. Приходит в магазин, кладет бидон на прилавок:

- Девочка, тебе чего?
- Мама сказала купить сметаны.
- Полный бидон наливать?
- Мама сказала - полный. Налила ей полный бидон и говорит:
- Теперь давай деньги.
- Мама сказала - деньги в бидоне...»

В завершение вечера совсем недалеко погремел салют. На душе стало еще теплей, а вот воздух, напротив, увлажнился от реки и стал прохладным. Потихоньку мы разбрелись по своим домикам

5 мая
Сегодня Пасха. Но в походе это не чувствуется, у нас ведь итак каждый день, как праздник. Солнце разбудило рано, я открыла палатку и мигом из нее выскочила, потому что утро было словно хрустальным! Все поле покрылось обильной росой. Я схватила фотоаппарат и принялась запечатлевать эту красоту.

роса

Иру я, видно, разбудила своим шебуршанием, и она уже встала делать зарядку. Тут громко зазвучал мужской голос, что-то активно рассказывающий своему собеседнику по телефону про севший в машине аккумулятор, разговор был обильно приправлен матом. Естественно, все проснулись и потихоньку стали вылезать из палаток с негодующими лицами. После завтрака желающие, коих оказалось большинство, пошли в радиалку в каньон Узунджа к озеру с умопомрачительной прозрачностью, про которую рассказывал Саша. Остались в лагере валять дурака и принимать солнечные ванны две Иры, я и Саша. Мы об этом решении нисколько не пожалели. После релакса и загара наконец воспользовались ириной игрой, которую она рекламировала еще в поезде – Тараканы.

привал

Ребята тоже пришли довольные, накупались в озере, встретили параллельную группу, которая вчера шла путем через каньон и осталась там на ночевку. Олег с Дашей достали очередной сюрприз – воздушного змея и принялись запускать. Их разноцветная бабочка весело парила на фоне ярко-голубого неба.

обед

А во время обеда к нам пришли гости – дикие свинюшки с поросятами, да так много! Как и положено чистоплотным животным, первым делом они приняли грязевые ванны в текущем рядышком ручье.

кабаны

А потом они обнаружили залежи каши под кустом, которая осталась с утра, и с аппетитом принялись их уничтожать. Надо же, они бегают прямо по лагерю, нисколько не смущаясь нашим присутствием. Саша рассказывает, как в одной из групп кто-то решил погоняться за мелкими поросятами с фотиком, чем навлек гнев их мамки, и она гонялась по всему полю за незадачливым фотографом. В это время остальные члены группы снимали действо на мобилу, а Саша бегал в поисках палки, чтобы спасти бедолагу от нападок свинтуса.

После обеда выдвигаемся, солнце уже печет нещадно. Идем вдоль скального обрыва к Скельской пещере. Здесь уже кипит цивилизация, у тропы продают клубнику, а рядом с достопримечательностью зазывает ароматами шашлыка кафе. Тамбовская часть нашей группы решает, что пещеры они итак видели, а вот вкусненького поесть не помешает. Остальные, кроме Саши, направляются к кассе, и уже через пару минут очень вовремя присоединяются к экскурсионной группе.

Пещера оказалась приятным разнообразием похода, но не впечатлила чем-то необычным, особенно для тех, кто посещал уже крымские пещеры: дежурные шутки экскурсовода о прошлогодней группе, идущей ко входу, сталактиты и сталагмиты, в которых узнаются и не очень различные сказочные персонажи и животные.

Дальше нас ждет тропа легионеров, дорога, построенная еще во времена Древнего Рима, или, как мы ее прозвали, тропа миллионеров – по такой как-то особенно приятно идти.

тропа легионеров

Прохлада пещеры придала бодрости, которая была очень кстати, потому что путь дальше вверх и только вверх, такова участь «миллионеров». Подъем предстоит метров на 500. На одном из привалов к нам пришло развлечение – огромный переливающийся жук, которого каждый стремился подержать на палочке, и даже Ира попыталась преодолеть свой страх, правда, наверно, не очень успешно, ведь жук так и наровил переползти с палки на руку.

жук

Ближе к концу подъема Саша нам показывает чудо-растение с красивыми цветами, от которого лучше держаться подальше и ни в коем случае не нюхать, иначе ожог лица второй степени будет обеспечен, - купина неопалимая.

Пришли мы к поляне у озера – вроде бы отличное место для стоянки. Ан нет, лягушки, которые сейчас мило поквакивают, к ночи устроят такой хор, что спать станет невозможно. Да и воды в колодце маловато, так что идем на стоянку подальше. Группа на пути попалась всего одна, поэтому проблем с лагерем не возникло, нас уже дожидалось отличное местечко с оборудованным кострищем и колодцем метрах в 50. Лес вокруг, как и прежде, радовал своими цветущими полянами и ярко-зеленой листвой.

поляна

Наконец-то можно поиграть в Уно. Еще светло, дрова собраны, палатки поставлены, а ужинать рановато. Поиграли азартно, но недолго, все-таки в лесу темнеет быстро, так что все переместились к костру с мисками и ложками, как раз Иры и Наташа уже приготовили ужин. А Олег в очередной раз сделал всем сюрприз: на этот раз то была сырная косичка. Дров мы насобирали общими усилиями особенно много, девчонки щедро кидали ветки и бревна в костер, и жар уже обжигал большую часть сидящих, которая теперь кочевала в поисках комфортного местечка. Кто-то забросил эффектное бревно – ну вылитая швабра! Посмеялись над горящей шваброй, а через некоторое время чрезмерные старания разжигателей пламени дали о себе знать: ветки в пламени начали «стрелять», и Олег ногой словил немаленький уголь, тут уже было не до смеху. Сразу же началась суета, Ира вспомнила про чудо-средство «Снежок», которое решила опробовать в этом походе, – моментально замерзающий пакетик.

Средства от ожогов в аптечке инструктора не оказалось, зато у Иры Дзэн еще оставался Пантенол. Когда должная медицинская помощь была оказана, все вернулись к беседе. Вскоре разговор перешел на тему страшилок, и тут не обошлось без сказки про черного альпиниста, который заглядывает по ночам в палатки в поисках своей возлюбленной. Хоть рассказ Иры получился не слишком красочным и убедительным, Ира Дзэн все же впечатлилась и даже не хотела идти в палатку. Меня этой историей уже не напугаешь, так что вскоре я пошла спать, а у костра теперь не утихали диалоги о сале. К середине похода вообще гастрономическая тема стала все чаще всплывать в наших разговорах.