+7989 839-01-53 (Ростислав) +7910 075-58-62 (Екатерина) tryz1@yandex.ru Whatsap,Viber: +79780259865

Гималайская сказка с видом на Эверест, или Крыша мира и его же задница - 6

День 16, 10.11.12. Лукла

часть 1
часть 2
часть 3
часть 4
часть 5
часть 6

С утра все небо затянуто тучами. Мы собираем рюкзаки на случай удачи, но оставляем их в отеле, благо он через несколько метров от входа в аэропорт. Вчерашняя история повторяется: сидим в холодном здании аэропорта, наблюдая за улетающими и пытаясь договориться с непальцами.  Самолеты летают группками через определенное время, и сегодня им облака почему-то не сильно мешают.

Больше всего в эти дни достается Наде, она лучше всех знает английский, поэтому, учитывая важность момента, больше всех разговаривает, слушает… и пытается понять – английский у непальцев очень специфический, всегда требуется усилие и внимательность, чтобы понять произнесенное. И вообще что-то понять: например, по каким принципам работает этот уникальный аэропорт. Списки вылетающих написаны от руки, в них постоянно что-то приписывается, зачеркивается, прикрепляется и отрывается. Как работники в этом разбираются – видимо, как они делают и все остальное: как бог на душу положит. Не хочу плохого сказать, все понимаю: в аэропорту, очень сильно  зависящем от погоды и дующих ветров, нормально, если все работники практикуют дзен-буддизм, - а как еще, если никогда не знаешь, будут сегодня вылеты или нет, и если небо прояснится, то в каком часу. И так – каждый божий день. Понимаю, что вырабатывается очень большой и добротный пофигизм, кто и когда улетит: туристов много каждый день, почти все европейцы и наверное все им на одно лицо, и всё все равно зависит от погоды: нет погоды – нет самолетов…

Билеты из Катманду на родину почти у всех нас на 12ое число, только у меня на 13е. Если не улетим из Луклы завтра… в общем, надо улететь. Обсуждаем вариант вертолета – это очень дорого, но других вариантов здесь просто нет. Никаких: отсюда и ниоткуда поблизости нет автодорог, а пешком до Катманду 4 дня; вилка и пат. Поэтому кровь из носу должны вылететь сегодня или завтра. Вечером выясняем, что на 11е мы вроде как есть в списке, но уверенности нет.

С обеда гуляем (опять) по Лукле (опять), сидим в кафе (опять).

Лена, Наташа и Галя – наши сестры Бодровы :)

наши сестры

А если поднять глаза от своих проблем, в горах все так же красиво… Всегда красиво.

красивые панорамы луклы

У меня появляется четкое внутреннее ощущение, что завтра меня уже здесь не будет. Горы будут, а я нет.

Вечером Добрыйгипич загодя пытается отвлечь наше внимание банками ананасов, но мы-то знаем, зачем пришли к нему в номер, и, быстро умяв (вкусные) ананасы, все равно непоколебимы, и хотя Андрей долго и (с уважением признаю) доблестно отражает наши удары… мы таки выбиваем у него… сыр! :)

ананасы!

сыр ячий

Спать ложимся с мыслью о завтрашней погоде и удаче. Что-то небо нам готовит...

погода в лукле

День 17, 11.11.12. Лукла - Катманду

Просыпаемся и первым делом к окну… Ясно! Вот прямо вот очень ясно, ураа! Минус один камешек с души. Остался совсем маленький: дадут ли нам сегодня билеты? :)
В 7 часов мы уже толчемся в аэропорту, надеясь, что нас могут поставить на вылет пораньше. Погода просто отличная... но самолетов, после нескольких с утра, почему-то нет.

Долго нет, совсем нет, они просто не прилетают из Катманду. Начинаем думать, что что-то произошло там или в аэропорту или с погодой; летают только вертолеты, постоянно обманывая нас звуками своих моторов. Тем не менее, мы постоянно предпринимаем попытки получить свои билеты у начальника аэропорта. И вот, где-то в 11 часов 11 числа 11 месяца на нас изливается благость! Счастливый Гипич трясет нашими зелененькими билетиками Yeti Airlines!! Мы точно скоро улетим - уррра!!!

билеты йети аирлайнс

Лихорадочно взвешиваем и сдаем свой багаж, быстро проверяемся у охранников на предмет карманных минометов и вываливаемся в «отстойник», в котором, умиротворенные, начинаем ждать свой самолет, зажимая в руках заветные билеты с цифрой 2 – у нас второй по счету вылет. С нами внизу оказывается другая русская группа – альпинисты, ходившие покорять Мера пик (6476м). Ох, как же мне хотелось встретить русскоговорящих на треке!.. и как хотелось бы оказаться подальше от них здесь. :) Все-таки, есть особенные люди, которые считают, что круче них только яйца, и всего пара таких в группе снижает ее общую привлекательность в разы.

Но мы ожидаем. Час, второй… Самолетов нет, на небе появляются облачка. Тааак, это уже совсем неинтересно, начинаем снова нервничать: улетим – не улетим... Всех выпускают на взлетное поле, на оставшееся солнышко, потому что внутри совсем уж холодно.

аэропорт лукла

Гуляем еще полчаса, нас загоняют обратно, сидим голодные, замерзшие и нервные еще с часок. Тут заходит работник аэропорта и объявляет, что пассажиры «Непальских авиалиний» (синеньких самолетиков) никуда сегодня не улетят. Драматическая пауза, мы сглатываем: у нас авиалинии Тара или, по-другому, Йети – зелененькие. Но вскоре приносится вторая новость: самолеты к нам таки вылетают! Хвала Аллаху, Одину, Стрибогу и прочему Господу...

Сидим как на иголках, и - вот! и - вдруг! Они прилетают!! Первый был встречен просто: бурными овациями. :) Альпинисты улетают, мы дожидаемся своего второго, залетаем внутрь, – и уносимся нааааааааа, на крыльях ветра! Наконец-то прочь из этого места!.. Уже в самолете понимаешь, что настолько хотеть в Катманду можно только из этой несчастной Луклы… :)

Долетаем без приключений, наверное, никто уже не боится лететь – уж слишком все этого хотели.

винт самолета до катманду

В Катманду солнце и жара больше +20, контрастирующие с луклинской погодой. Мы, совершенно выдохшиеся, перенервничавшие и уставшие, наконец-то осознаем, что проблема, три дня грозившая стать чем-то большим, позади. Доезжаем на автобусике до аэропорта, получаем рюкзаки, улыбаемся и машем аэропортовым обезьянам, -

обезьяна

находим такси и едем до отеля. Заселяемся в два – наш прошлый Zen Holiday и Wonderland через дорогу.
Душ (горячий! без ковшика! человеческий!..), еда (ненепальская!), чистая постель… Цивилизация, в которую все-таки так приятно вернуться… Ну, ненадолго. :) Правда, в ванной у зеркала лежит свечка, это меня настораживает. И точно –  вечером врубят большое электричество и начнут работать розетки и остальной свет, но пока свет есть только в одной лампочке. Отсутствие электричества было нам привычно, однако ж, не на черт знает какой высоте, а в столице страны это все равно видеть как-то странно.
Вечером устраиваем себе маленький поход по магазинчикам и ресторанчикам Катманду.

День 18, 12.11.12. Катманду

В обед были самолеты у Саши и Нади. Саша вчера хорошо прибарахлился, и на завтрак вышел в почти нац. непальском костюме, выглядел весьма импозантно – так и полетел. После завтрака все разбредаются покупать сувениры, когда приходим обратно, успеваем еще попрощаться с Сашей, а Надя уедет без нас. Саратовские девушки гуляют отдельно, в остальных вселяется сувенирный бес. Всевозможные платочки и шали из натурального кашемира – пашмины, покрывала из ячьей шерсти, абажуры-фонарики, ножи кхукри, сумки и рюкзаки, постеры, календари и магнитики, статуэтки, карты и книжки с Камасутрой, масла  и местная косметика Himalaya, бижутерия и футболки…  Сколько раз мы проносились наверх по лестнице отеля со всё новыми и новыми белыми пакетиками для родных и друзей! что думали о нас работники отеля, нам было неважно.

улочки катманду

Время обеда, идем в китайский ресторанчик. Я, памятуя о его прошлом посещении, выбираю из длинного меню на китайском и не особо понятном английском самое безопасное - какую-то рыбу в сладком соусе. Ростислав выбирает мясо, а Андрей, после некоторых мук выбора, курицу с чили. Повторюсь: с чили. В китайском ресторане, где и так почти все острое. Свою ошибку он понял через полчаса: в принесенном глубоком блюде лежал… нарезанный кусочками красный перец чили. Все блюдо было из этого перца, и только где-то между ним притаились маленькие кусочки куриного мяса и косточек, тоже уже успевшие впитать его остроту. Надо было видеть в этот момент наши лица!.. Ростику принесли что-то похожее, но чили был зеленым, более слабым, и мяса на вид было больше.

китайский ресторан

Ох, как ребята это ели! смотреть было больно :) Поэтому им так понравилась моя рыба, обычная большая рыба в сладковатом соусе, она отлично притушила пылающий пожар. Но Андрей все равно был в культурном шоке и зарекся отныне ходить в китайские рестораны. :)
Заканчиваем шопинг, вдруг начинается дождь. Какое там – почти тропический ливень! Переждать за покупками не получается, скачем под низвергающимися ведрами воды в отель. Пока упаковываем сувениры в рюкзаки, с улицы доносятся какие-то звуки, открываем окна – снизу процессия с огнями и музыкой. Сегодня начинается фестиваль!

фестиваль в катманду

Как я узнала потом, это Тихар – праздник огней, праздник мертвых и одновременно праздник жизни. Он похож на Дивали в Индии, но немного отличается. Люди украшают дома и животных яркими оранжевыми цветами (бархатцами?), развешивают электрические лампочки на окна, зажигают вечером свечи как символ процветания. Сегодня первый день праздника, День ворона, непальцы выставляют на улицу угощения для ворон, чтобы они не каркали и не призывали смерть. Завтра будут чествовать собак, которые по преданию являются посыльными бога смерти – их украшают гирляндами цветов, ставят тики – красные точки на лбу, хорошо кормят. Третий день посвящен самому святому животному индуизма – корове, которая олицетворяет богиню богатства и процветания Лакшми. Последующие два дня – это день поклонения волам, и, наконец, человеческий день, когда все люди становятся сестрами и братьями.

Но праздник праздником, а я провожаю ребят до такси в аэропорт…  и на сутки остаюсь в Катманду одна. На сегодня шопинг и прогулки закончены, одной исследовать темные углы города, хоть и в фестиваль, мне что-то уже не хочется.

День 19, 13.11.12. Катманду

Просыпаюсь с температурой. Запланированный на утро Пашупатинатх с Шивой и погребальными огнями отдыхает, в таком состоянии меня саму можно жечь. Пока пытаюсь выцарапать себя из кровати, большое электричество отключают, горячую воду тоже не завезли, прохладный душ приходится принимать при свете свечи, вот она и пригодилась. Чек-аут в 12, успеваю до этого купить рюкзак для ручной клади в самолет и уложить в рюкзаки сувениры. Оставляю пожитки в холле отеля, теперь можно просто гулять. В план-минимуме – Сваямбунатх и Дурбар Сквеа. Сначала хочу к ступе, иду, как сказал Ростислав – «вперед по той улице, минут 20 до моста». Иду. Вокруг фестиваль.

день собак

собака на улице катманду

украшения фестиваля

Иду… Все конечно интересно вокруг, люди, украшенные улицы и все такое, но становится понятно, что это явно не дорога на Сваямбунатх. :) Как-то не так я Ростика поняла. Пытаюсь сориентироваться по карте, что очень сложно из-за того, что табличек с названиями улиц нигде нет, а улиц очень много, и половина из них непрямые; в карте можно опираться только на отметки ступ, названия магазинов-отелей-банков и общую геометрию. Оглядываясь вокруг, вдруг замечаю вдалеке что-то похожее на крыши Дурбара. Что ж, все не так плохо, схожу сначала туда.

завтра будет день коров

день коров

поклонение Шиве

шива

продажа-покупка цветов

цветы

Тем временем, солнце уже намерено опускаться. Представляю перспективу искать путь до отеля в этом сумасшедшем городе после захода солнца, когда даже знакомые улицы меняются до неузнаваемости. Еще и с моим плачевным английским. Поэтому быстро беру попу в горсть – и дую скачками до Сваямбунатха, дорога до него от Дурбара более-менее по карте ясна.

река в центре города, с берегами и островками из мусора

река в катманду

У входа в храмовый комплекс встречают традиционные для него обезьяны.

обезьяны в храме

Поднимаюсь по длинной-длинной лестнице в 365 ступеней, оплачиваю билет, и вот оно.

сваямбунатх

золотые плиты сваямбунатха

священные барабаны

В музее Будды меня ловит стайка непальских подростков, девушки и парень, все девушки в красивых нац.платьях, и просят сфотографироваться со мной, европейским человеком. :) Выгляжу я, еще и с температурой, не очень, но что делать, проводим фотосессию.
Мне тут нравится - закатное солнце, панорама города, бесшабашные обезьяны, барабаны, монахи и просто красиво, хочется посидеть подольше на каменных ступеньках.

Катманду

катманду

базарчик

обезьяна

Однако, время; надо выдвигаться обратно. По пути уточняю дорогу до Тамеля у местного жителя, который догоняет меня через несколько минут, и говорит, как лучше пройти, а потом вызывается проводить меня и дальше. Узнаю, что его зовут Анис, живет тут и ему совсем не сложно помочь дойти гостю их города. Показываю визитку отеля, мы идем, общаясь на моем специфическом английском. Ведет он меня по совсем другим улицам, чем я планировала, маленьким и нетуристическим, которые на карте мне совсем не найти, а сам с картой не дружит и не может на ней показать, где мы идем, и идет быстро. В итоге я совсем запутываюсь, где нахожусь, времени до самолета уже остается немного, темнеет; не остается ничего другого, как просто положиться на свою обычную удачу в путешествиях.

Наконец, вроде бы доходим в район улицы, указанной на визитке. Тут Анис сам теряется и начинает подходить к местным торговцам, чтобы найти отель по  названию; их непонимающие лица меня совсем не радуют… В конце концов, пятнадцатый местный машет рукой налево, и о чудо! я наконец узнаю в темноте свою улицу! Облегчению и радости нет предела, я принимаюсь благодарить Аниса, а он вдруг просит денег :) И показывает «удостоверение гида» :) Ладно, выгребаю последние рупии, их совсем немного, меньше 100 - остальное потрачено на сувениры и оставлено на такси. Он просит доллары, но с собой у меня их нет, да и это уже не входит в мои планы. Еще раз благодарю его и бегу в отель – нужно ехать в аэропорт.

В отеле опять частично выключается свет, приходят дети петь местные колядки по случаю праздника, но я уже беру такси и меня провожают ночные огни фестиваля…
Не знаю, из-за чего – из-за этого совсем одинокого дня, когда не с кем было даже перекинуться словом, из-за болезни и усталости, но я еще ниоткуда, ни из одного города мира, не уезжала с таким облегчением – «ДОМОЙ!!» Даже странно, потому что Катманду, хоть и специфический, и непривычный, и такой сумасшедший, мне понравился, и я с интересом еще туда когда-нибудь вернусь, может быть даже еще раз схожу к Эвересту))).

В аэропорту охранники удивительно вежливы, когда видят, что летишь арабскими авиалиниями. К стойке регистрации подхожу одновременно с девушкой, которую мы встретили в Лукле в составе группы на Мера пик. До этого незнакомые, мы ужасно рады друг другу – она тоже проводила вчера свою группу и весь день была одна, а впереди еще полет и 9 часов трансфера в Шардже. Просим места рядом. Все остальные пассажиры полного под завязку самолета оказываются непальцами – и мы, две тонкие и высокие белые девушки. :)
Вот и… всё. Совсем всё: пока, Непал; до встречи, Гималаи. К сожалению, мне сейчас не хочется ничего кроме пары кружек Терафлю и сна.

вылет из Шарджи, +30

вылет из шарджи

…и посадка в Екатеринбурге, -5

екатеринбург

В Екатеринбурге, садясь в автобус до вокзала и смотря в спины людям в шапках и шубах, и на вокзале, видя вокруг непривычные толпы русских и слыша вокруг одну русскую речь, невольно сравниваешь стороны света. Сколько непальцев - жителей Катманду видели живьем Эверест?.. сколько из них поднялось хоть раз в жизни на Гокио ри?.. обошли вокруг Аннапурны?.. И сколько человек здесь, в этом городе и на этом вокзале, были в Гималаях, - кому это надо здесь, зачем?.. Но не думаешь, зачем это было нужно тебе – потому что нужно, потому что все было чудесно и правильно, – думаешь только, из каких гор ты будешь возвращаться на этот вокзал в следующий раз...

***
Большое спасибо организаторам и участникам похода - за то, что всё было, и было как было. :)

Наде за отличную компанию, неубиваемый даже горняжкой позитив и постоянную работу нашим переводчиком. Саше за постоянный фонтан неуемной молодой энергии, Наташе за совершенно чудесный, веселый и неунывающий, настрой, Гале за интересные рассказы вечерами, Лене за характер и… вылет из Луклы. :))) Гипичу за сыр, мандарины и перекись, Ростиславу за всё. :)

Это было прекрасное путешествие и чудесный почти горный поход по Непалу, с грандиозной природой, совершенно другой культурой, с теплой радостью от дорог и друзей, с напряжением и сложностями, которых было как раз для разбавки хорошего, даже почти без перегиба (ох, Лукла-Лукла!..). С чем-то очень настоящим, происходящим внутри, когда ты просто являешься тем, кто ты есть, настоящим собой, - как всегда бывает в хороших походах и на своих дорогах.
Спасибо, что все это было.

Всех запомнила, всем удачи в дальнейших путешествиях! Может быть, и до встречи в них. :)