+7989 839-01-53 (Ростислав) +7978 025-98-65 (Екатерина) tryz1@yandex.ru Whatsap,Viber: +79780259865 SKYPE: idemvpohod

ВСЯ ПРАВДА МОЕГО БЕЗУМНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ПО КАВКАЗУ-2.

ЕДА.

Книга жалоб и предложений ;-)))

Казалось бы, что в походном меню может быть удивительного. Все стандартно - каша, тушенка, сухари. Но, даже эта сторона нашей походной жизни имела возможность удивлять нас при каждом приеме пищи (и не всегда приятно). Было это связано с тем, что продукты закупали и везли участники из разных стран и люди которые ни когда не  бывали в походах ранее. Да и не все в этом вопросе были такими дотошными как я: «Андрей, а какие макароны покупать - «спиральки» или «лапшу»?

Так нас удивили ребята из Белоруссии, которые должны были закупить сгущенку. Что у них там, в Минске, сахара, что ли нет?  Сгущенка, которую они привезли, оказалась без сахара (я даже не знала, что такая существует). И если молочную кашу можно было спасти сахаром, то следующую ситуацию исправить было невозможно.

Печенье!!

Печенье в этот поход на Кавказ везли из Москвы (это хорошо), но вез человек, который никогда не ходил в поход (это плохо). Сережа, с которым мы встретились в Краснодаре, и который сообщил, что в рюкзаке у него 8кг печенья, меня успокоил. «Будет что пожевать к чаю», - думала я. На самом деле вкусного печенья хватило дня на три. Вспоминается утро 4 дня, когда нам к чаю был «подан» десерт. Это было крекерное пресное печенье, которое называлось «Бодрость». Вся эта «хрупкая крекерная бодрость» рассыпалась в крошки и нам приходилось есть ее ложкой. А Сережа всех только обрадовал, сказав, что этих «крошек бодрость» у него полный рюкзак. От катастрофического упадка сахара в крови нас спасал шоколад и редкие дни, когда кто-то находил на дне своего рюкзака упаковку вафель  или сдобных сухариков.

Тушенка!

походная еда

Тушенки в походе не было, было - мясо..., хотя, лучше была бы тушенка.

Ради уменьшения веса, Андрей взял бастурму (вяленое сушеное мясо). Уменьшение веса раза в три это «+», 100% натуральный продукт это «+», но... Это натуральное мясо резали до молекулярного состояния (хорошо, хоть для этого благого дела я подсобила свою мисочку, тем самым, мысль о том, что в тарелке была куча мяса, прибавляла моему ужину дополнительные вкусовые качества), а после тщательной нарезки, бросали в казан с готовой кашей и перемешивали. В итоге каша получалась суховатой. Хотя, может я и придираюсь. Но, я помню, как на 5 день нашего похода народ ел макароны с тушенкой, и какое восхищение вызывал этот ужин. Думаю, такие хвалебные речи в адрес тушенки никогда еще не звучали.

Был у нас один очень запоминающийся ужин. Пришли мы в тот день на стоянку озера Псенодах и нашли там продовольственный клад - сахар (который в наш «антисахаровый» поход был очень кстати), и рис в пакетиках (о котором какая то «светлая душа» нашего отряда сказала, что он готовится минут за 15). Погода была дождливая и все, кроме поваров, разбежались по своим палаткам. Минут через 15 из палаток начались доноситься голодные вопросы: «а скоро ли каша?». В ответ со стороны «кухни» по лагерю стал разноситься запах ужина, который явно всем сообщал, что этот самый ужин подгорел. Самые голодные, не смотря на мелкий моросящий дождь, выползали из укрытия для оценки съедобности еды.

дождевики на кавказе

Мы же, с Женькой, взвесив все «за» и «против», решили не выходить наружу, пропустить этот ужин и дождаться десерта (тортик  с чаем). Народ снаружи вяло стучал ложками о миски с кашей и яро зазывал нас к ужину, всячески рекламируя нам рис на вкус. На рекламу мы не велись. Думаю, наш отряд просто не хотел без нас страдать в этот вечер, поэтому они отправили Серегу с казанком и дипломатической миссией накормить нас этой кашей.

Так как мы с Женей были последними людьми, приговоренными на пытку едой в этот вечер, то в наших мисках оказалось сошкребенная со дна казанка горелая рисовая каша, с редким вкраплениям мяса. Причем на вкус эта горелая каша удивительным образом оказалась сырой. Одним словом - каша была не съедобная. Вечер спас торт, который мы приготовили из бубликов (печенья ведь не было) и сгущенки со вкусом «каппучино» (Белоруссия продолжает удивлять нас производством этого продукта).

И последняя моя «гастрономическая жалоба» - ЧАЙ.

чаепитие

Из 9 дней 4 дня мы не имели возможности разводить костер, и всю еду готовили на газовой горелке. Тот факт, что это занимало гораздо больше времени чем на костре, меня не очень беспокоил, а вот то, что газ необходимо экономить и в связи с этим чая готовили немного и выдавали лимитированной кружкой, меня, любительницу чая, огорчало. На утро 6 дня у меня началась «ломка» за любимым напитком. И если предыдущие дни это состояние можно было заглушить редким вливанием в меня чая, то в это утро меня лишили и лимитированной порции. Почти весь отряд решил, что было бы замечательно не тратить сейчас время на разогрев воды, а идти до вечерней стоянки, где уже будут дрова и соответственно всеми любимый чай. Я, и еще 4-5 «сектантов» этого напитка, попытались уговорить весь наш злостный отряд хотя бы нас - сильно нуждающихся напоить чаем.  На что мы получили ответ, что, чай будут пить либо все, либо никто. А, т.к. их (не нуждающихся) больше, то «чайная церемония» на утро отменяется. Зато на вечер нам было обещано столько чая что, цитирую: «... хоть стирайтесь, хоть купайтесь в этом чае!!, только пойдемте сейчас».

К единственному приему пищи не было никаких претензий - обеденный перекус. Тут все было на высшем уровне: и сало с острым перцем, и колбаска из конины, и консервы с сухариками. А о сухофруктах я вообще молчу - нужно было только видеть как клубника, и орехи разлетались со стола. А войну за кусочек сушеной дыни или ананаса я до сих пор вспоминаю с улыбкой.

обед в походе

ПОГОДА.

То ли холод, то ли зной, то ли просто град большой.

Изначально на мои вопросы по поводу погоды Андрей говорил так: «Готовься, днем жара и солнце, а вечером холодно и дождливо». И я готовилась, но не учла того, что это не Крым с мягким солнцем и приятной вечерней прохладой.

Первые четыре дня нашего горного маршрута небесная канцелярия о дожде даже и не намекала, и ласково обогревала нас солнышком. Хотя «ласково обогревало» это не то слово, скорее подойдет «нещадно шмалило». И если первые два дня мы смело подставляли себя под его лучи, желая заполучить красивый горный загар, то после подъема на Оштен мы прятались от этих лучей как могли. Дело в том, что в день подъема на вершину погода стояла теплая, солнечная, и мы еще ничего не подозревая о коварности этого тепла, смело отправились в путь в шортах и футболках. В итоге все те, кто пренебрег солнцезащитным кремом, об этом сильно пожалели. Крем от солнца был, к сожалению, не у всех, а в таких местах он ОБЯЗАТЕЛЕН!!!

солнце

Кто не успел получить солнечные ожоги на вершине, имели эту возможность на следующий день - солнце неустанно сжигало нас. Крем от солнца, которым запасливая половина нашего отряда любезно поделилась с легкомысленной его частью, не мог нас полностью уберечь от коварных лучей. И, наконец, смерившись с мыслью, что солнце прятаться за тучи не собирается, мы решили прятаться сами. Мы надевали на себя куртки и штаны, на головы натягивали шляпы и футболки, а лица обматывали полотенцами. И хотя от природы у меня кожа смуглая и я не очень боюсь солнца, но все же по приезду домой я всех удивляла ожогами на кистях рук.

К вечеру температура опускалась и становилась прохладно. Хотя, среднее значение к  Кавказским горам применять нельзя. К вечеру становилось холодно. Очень непривычно было наблюдать такой перепад температур. Мы же вновь укутывались от природных катаклизм, натягивали на себя шапки, куртки и теплые носки. Т.к. костров не было, мы, как стая пингвинов садились друг к другу спинами и таким образом грелись.

наша группа

Где-то на 2 или 3 ночь я проснулась в 5 утра от холода и решила немного походить, все равно, дрожа от холода уснуть очень тяжело. Накануне вечером Марина постирала футболку из хлопка и разложила ее сушится на траве. Боясь, что б на нее никто не наступил, я решила забросить ее на тент нашей палатки. Взяла в руки футболку, а она деревянная - ЗАЛЕДЕНЕЛА, хоть гвозди ей забивай и вся покрыта инеем!!! Я заглянула в свою чашку с водой, которая стояла тут же рядом, а там был лед!! Так что, нет ничего удивительного в том, что там, в горах, даже в конце лета не сложно найти снег.

Кавказ - горы серьезные, а значит и погода серьезная. И если солнце - то жара нещадная, если холодно, то дело доходит до заморозков, и даже обычный дождь здесь не может быть просто дождем.

На пятый день похода, когда мы только установили палатки у озера Псенодах, погода резко изменилась, и пошел долгожданный дождь. Но, т.к. дело было на Кавказе, то дождь быстро перешел в ливень, а ливень вскоре превратился в град.  Мы сидели в палатках, слушали, как град барабанит о наш тент, радовались тому, что сидим сейчас в сухости и комфорте и все думали только об одном человеке - об Артуре. Артур накануне дождя решил «связаться с миром» и пошел на вершину искать связь. В итоге, намок под дождем, вернулся избитый градом, а родным, к сожалению, так и не смог дозвониться.

волейбол

После Псенодаха дождик нас посетил еще раз на следующий день, да и то не сильный. Можно сказать, пришел к нам попрощаться, т.к. в дальнейшем пути нас сопровождали или туман или солнце.

Два дождливых вечера из восьми - нам круто повезло с погодой. Ну, а солнце, оставило нам горный загар, который продержится до весны.