+7989 839-01-53 (Ростислав) +7910 075-58-62 (Екатерина) tryz1@yandex.ru Whatsap,Viber: +79780259865

Записки похода "Долиной привидений"... продолжение.

на эклизи

День 2

Первое пробуждение в горах оказалось весьма непривычным. Да, раньше бывали случаи, когда я просыпался в палатке. Но этот раз (а также следующие 4) были полной противоположностью моим предшествующим рассветам.

Во-первых, у меня не болела голова. Обычно мы с палатками выезжали на близлежащее водохранилище, брали вагон пива и шумели там до последнего.

А тут никакой головной боли. было очень не привычно. Во-вторых было жарко! Очень жарко!! А в наших широтах, вылезая из палатки ранним утром, были все шансы замерзнуть прямо на входе. Кругом роса, ветерок с водохранилища, температура +10. Ну и само пробуждение обычно было связано с тем, что очень холодно.

А в этот раз было реально жарко! Остальные моменты (типа камней под палаткой) являются неотъемлемой частью любого маршрута, когда вы идете в походы и не меняются при любом наборе ключевых факторов. Минут через 5 после моего удивленного появления на внешней стороне палатки Саша уже разжег костер. Навет данный нам вечером («Пацаны, если проснетесь раньше нас, поставьте воду в котелке на огонь») не мог быть выполнен ввиду отсутствия котелка.

Где-то через 10 минут выяснилось, что котелок лежал в предбаннике у Ростиславов, когда появился Ростик. Он сам выполнил свой навет, рассказав в процессе наполнения котелка о живописной пещере недалеко от сюда. К сожалению, та пещера, мимо которой мы проходили была не той, о которой он рассказывал. Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба. После аппетитной манной каши с изюмом на завтрак, мы отправились к самой ближайшей оцивилизованной пещере. Пещера мамонтов! А кроме самой пещеры все прелести цивилизации: сувениры, бар, человеки, туалет.

Постояв около барной стойки пару минут, пока собиралась группа на спуск, мы так и не смогли придумать какой-то определенный предмет (или явление) который бы смог нас подгонять в последующие дни (что-то типа: «Сейчас бы сникерс...». «Через полкилометра будет цивилизация». «Поднажмем! Нас ждет сникерс!!»). В принципе оно правильно. Сложно найти что-то более существенное, чем день ВМФ РФ в Севастополе. Купив перу тройку магнитов, сделав несколько фотографий, мы скоротали время до сбора группы и с нами поздоровался наш пещерный экскурсовод. Пообещав внизу температуру +5, он убедил нас со Славкой взять напрокат куртки по 2 гривны, о чем мы не пожалели. Экскурсия была посвящена 2 вещам: спелеологии вообще и фантазии местных спелеологов в частности. Иногда, разглядывая очередной сталактит и пытаясь понять, где они тут углядели Вини-Пуха, меня посещала мысль, что наверное на выходные эти ребята выходят в город и делают там игры типа Ночного ДозоРа.

Пройдя 6-7 залов мы спустились на самое дно (имеется ввиду не дно пещеры, а самая большая глубина, на которую водят экскурсионные группы) в помещение, в котором, по легенде, живет хозяйка пещеры. Экскурсовод попросил всех замолчать и попросить у хозяйки что-нибудь. Если хозяйка сочтет просьбу и просящего достойным, то она обязательно ответит, и, именно поэтому надо немного помолчать. Все естественно замолчали и стали с такими смешными рожами, что мне захотелось включить вспышку, щелкнуть эту толпу и с громким хохотом убежать на поверхность. Как тока я об этом подумал, случилось непредвиденное, от которого у всех вытянулись лица, и кто-то, возможно, даже поверил в существование хозяйки и стал просить что-то стоящее. Мой телефон возвестил присутствующих о существовании хозяйки в ответ на мою просьбу! Шокированные туристы тут же полезли в карманы за мобильными телефонами. Но на глубине 65 метров сети не ловятся. В итоге все сошлись на мнении, что это мистика и хозяйка действительно есть. После этого мы зашли еще в какие-то комнаты, затем еще, и наконец, стали подниматься на поверхность. Экскурсовод пропустил нас вперед, чтобы проверить что никто не отстал, с напутствием: «вверх ведет 180 ступенек». Хаулонгеры потянулись вверх.

Тут надо сделать небольшое отступление и пояснить кто такие «хаулонгеры». Год назад, в мае, ездили мы небольшой группой (8 человек) в Питер. Так как многие ездили туда не первый раз, программы у всех были свои. В моей и Ритиной культурной программе присутствовала рыцарская комната и Иорданская лестница, которые находились в Эрмитаже. И вот мы идем по Эрмитажу. В руках у нас карта всего дворца с указанием принципов, по которым ранжировано выставленное культурное наследие. Таких же туристов как мы, пришедшие «дикарями», там много, однако попадаются и относительно большие группы с экскурсоводом. Если эта группа русскопонимающая, то гид говорит с максимально допустимым уровнем громкости о находящейся за его спиной скульптуре или картине. Но группы руссконепонимающие скорее всего приехавшие издалека и вложившие в поездку нехилую кучу денег, цивильно слушают гида через блютус гарнитуру.

А что из себя представляет такой вот среднестатистический иностранный турист? Уже не молодой, всю жизнь работавший на свое дело, копивший деньги, допустим американец. Вот он работал работал и однажды понял, что жизнь проходит мимо, а он все также делает что-то для других. Не пора ли и о себе задуматься? В мире столько прекрасного. И вот с приблизительно такими мыслями, он берет у внука фотоаппарат, покупает складную табуретку и через неделю уже летит в самолете над Атлантикой и слушает как экскурсовод рассказывает о Европе. Далее идут Лондон, Париж, Мюнхен, Рим, Вена, Прага и Санкт-Петербург. В Питере его сажают в автобус, везут в Эрмитаж и показывают там все тоже самое, что он видел в Лувре или на площади Святого Петра. А у него на лице жутко уставшая, кислая мина и он периодически поворачивается к своим товарищам по несчастью и вопрошает их на своем родном языке «how long? ». Именно эта фраза удачнее всего характеризует таких людей, которые вроде хотят отдохнуть культурно, потратить на это деньги, а потом начинают задаваться вопросом «нафига мне собственно это все надо? и почему мне раньше не приходила в голову мысль о том, что это будет так неудобно/долго/тяжело?». Или одним словом «Хаулонг?».

Вернемся в пещеру мамонтов. Вверх ведут 180 ступеней. Это не Исакиевский собор, не 18 этаж студенческой общаги со сломанным лифтом. Всего 180 ступеней. Но народ идет с таким видом, как-будто всю жизнь прожили в небольшом селе в 30 км от Волгограда, где самая большая высота, на которую они поднимались это чердак собственного глинобитного дома.
Выйдя на свет, мы немного попозировали, накупили сувениров и отправились к нашей стоянке, где отдыхали проводники и наши рюкзаки. Немного перекусив, мы взвалили на плечи свою ношу и сразу же пошли в сторону горы. Поначалу шли через лес, растущий на очень каменистой поверхности. Зрелище непередаваемое. В наших широтах такого конечно же нет. Сквозь листву пробивались лучи света и падали на корни и камни, лежащие у наших ног.

Тропинка петляла среди причудливо скрученных стволов. Иногда ветки подбирались слишком близко к тропе, но мы с изяществом и гибкостью танка проходили сквозь них, оставляя им на память кусочки свей поклажи, а себе - царапины и чувство единения с природой. Пару раз мы проходили мимо пещер, в которых, по рассказам Ростика, уже не осталось ни одного сталагмита или сталактита. Все разобрали на сувениры. Так, постепенно, мы подошли к подножью интересующей нас горы. Тут налетел ветер и принес пару облаков, которые закрыли от наc и вершину, и сам склон. Я всегда думал что облака это типа как туман, на самом деле при сильном ветре они гораздо более заметны. Видно было как кусочки облака пролетали в 3-5 метрах от нас. Однако красота эта обманчива. Никто под дождем оказаться не хотел, поэтому наши проводники стали всерьез рассматривать идею о возвращении в лес на время дождя. Нам повезло. Громыхавший вдалеке гром практически не приблизился, а желание уйти из опасной зоны только прибавляло нам скорости.

Через некоторое время тропа совсем затерялась в можжевельнике и мне, идущему впереди, пришлось в буквальном смысле прокладывать новую, ну и работенка))). Периодически мы пересекали настоящую тропу, но мне было в общем-то все равно. Ноги уже привыкли к порезам, оставляемым проклятыми кустами. Ближе к вершине небо распогодилось и, оборачиваясь назад, мы уже могли оценивать не только красоту тумана, но и всего остального, что он скрывал. А именно тот самый лес на нижнем плато, по которому мы шли. А где-то вдалеке была дорога, по которой туристов возят в пещеру, а за ней открытая и просматриваемая местность - самое начало нижнего плато, по которому мы шли вчера, удивляясь тому что еще не умерли. И в этот момент мне впервые пришла мысль, что так вот идти в гору можно очень долго и вообще это здорово и я люблю эти горы. И даже отправленная накануне вечером СМС-ка с текстом «Я умираю. Горы - зло!» казалась очень смешной и наивной.

Тем временем подъем продолжался.

Можжевельник кончился, чему я очень обрадовался, и начались камни, по которым можно было карабкаться не боясь помогать себе руками (в можжевельнике было страшновато опускать руки). Я завернул слишком круто влево и, когда где-то справа Слава обнаружил тропинку, я стал спускаться с особо большого камня в его сторону. Этот спуск оказался не таким простым и через неделю моя коленка сверкала белизной на фоне остальной загорелой поверхности ноги. Боевые царапины! Зато сразу видно, что отдыхал в горах, а не валялся на берегу. Немного потерев ушибленное место, я стал нагонять Славку, который шел поначалу вторым и мог спокойно выбирать пути обхода тех мест, в которых застревал я. Поднявшись на верхнее плато, мы решили немного передохнуть и подождать отстающих. У нас появился шанс повнимательнее оглядеться, чем мы сразу и стали пользоваться (в общем-то делать больше было нечего да и специально плелись сюда для этого). Над нами летали орлы. Величественно так летали... Красиво. Жаль что далеко. Ни одного кадра приличного не вышло. Поднимались мы втроем, оставив внизу Надю, Сашу и Ростика. Дуня же шел с нами. Мы слово за слово разговорились и оказалось что Дуня программист! У меня сразу родилась идея на лето забросить свою контору, уйти в горы и зарабатывать на хлеб ногами. Улыбнувшись своим мечтам, я дождался остальных и пошел в сторону вершины.

Но остальные идти не спешили. Ростик предложил остановиться и перекусить. Как только он об этом сказал, я вдруг совершенно четко понял, что хочу есть. Вообще обеды в горах были очень своеобразны. В обычной жизни люди едят примерно так: Завтрак много, обед очень много, ужин чуть меньше чем обед. И перекусы. Или так: на завтрак бутерброд или вообще просто чай\сок\кофе, на обед очень много, а после 6 вообще не есть. Но в горах режим питания особенный! Тут было много еды только на ужин. На завтрак было много каши. А обед, который я считаю основным приемом пищи, небольшой, совсем небольшой. По логике это верно. Не будут же в середине дня бросать все, искать дрова и воду для котелка.

Итак решили мы пообедать. Ростиком был брошен призыв открыть рюкзаки и найти пластиковую бутылку емкостью 0.5. В процессе ее поисков я очень удивился тому открытию, что еды я тащу больше чем остальные в 2 раза. Такая же мысль посетила остальных... Искомая бутылка оказалась у меня. А в ней были:... Орешки с изюмом! Насыпав каждому по горстке, бутылку убрали в рюкзак. Таких вкусных орешков с изюмом я не ел никогда! После этого, я не раз возвращался к мысли, что первым делом в какой-нибудь «Пятерочке» куплю килограмм орешков и килограмм изюма, и распихаю все это богатство по пластиковым бутылкам.

Быстренько перекусив, мы одели ветровки, так как ветер поднялся очень не хилый! Мы взвалили поклажу на плечи и пошли вперед и немного вверх. Этот участок пути прошел очень быстро под воздействием орешков с изюмом. И вот нас снова обогнал Дуня. Я только на третий день понял, что раз Дуня побежал вперед, значит скоро привал. И действительно, немного выше подниматься стало некуда и открылся такой вид! Нет, неправильно. И открылся такой ВИД!!!... ОТКРЫЛСЯ ПРОСТО ВИДИЩЕ!!! Словами в общем ощущения передать невозможно. На самой вершине была кучка камней, обозначающая самую вершину. Сзади виляла по верхнем плату тропинка, по которой мы поднялись, а где-то там впереди величественно чуть ниже нас, над лесом, плыли облака. Плыли неспешно, плавно. По лесу под ними также неспешно двигалась тень, ими отбрасываемая. Чуть дальше, за лесом было водохранилище. Вокруг были горы поменьше. Совсем далеко раскинулась Алушта и была видна Медведь-гора. И море. Море с юга всю эту красоту омывало, занимая все оставшееся пространство. Вы не поверите! Было видно, что земля КРУГЛАЯ!!

Сколько мы провели времени на вершине, я уже и не помню. 5 минут или 2 часа... Время потеряло надо мной власть. Тут, на вершине мы все дружно пообещали себе что обязательно вернемся сюда через год. Но весь день тут не просидишь. Стоянку не разобьешь. Палатку не поставишь. Пришло время оставить это все за спиной и двигаться дальше.

Если кто-то будет говорить, что спуск гораздо легче чем подъем, знайте, этот человек или хочет Вас подбодрить, или не знает что говорит. Идти вниз гораздо сложнее! Чтобы идти вверх достаточно наклониться вперед так, чтобы вес рюкзака давил на всю спину и поднимать ноги. Если что, можно наклониться еще чуть-чуть и помочь себе руками. Глаза направлены вперед, а впереди на уровне глаз находится небольшой кусочек горы, на которую ты поднимаешься: большой камень, 2 камешка поменьше, ствол дерева и 2 его корня.

А вниз? Слишком вперед не наклонишься, можно кувыркнуться. Наступаешь с пятки, можно уехать на попе следом за предательски убежавшего из-под ног камня. Назад тоже нельзя наклоняться. Руками помочь практически невозможно. А если есть такой шанс, то, хватаясь за ствол дерева или еще что-то, понимаешь что так идти проще и начинаешь искать следующий ствол, что очень тормозит в итоге спуск. И наконец, взгляд, который тоже направлен вперед. А впереди горы нет. Она внизу и сзади. И тут становится отчетливо видно куда ты полетишь, и главное мимо чего, если вдруг...

Но идти было надо и мы где-то прыгая, где-то спиной вперед, где-то хватаясь за камни руками, спускались вниз, впереди наши проводники, и мы за ними.

Постепенно ветер утих, солнце снова стало греть и мы вернулись в привычную крымскую жару. Спуск становился все более пологим, пока наконец гора не превратилась в предгорье. На этом предгорье деревья спокойно могли пускать корни и не сражаться с природой за каждую щель в камнях. Поэтому со временем одинокие деревья сменились лесом. В лесу много не только деревьев, но и их производных. Например веток! А ветки, в свою очередь, источник посохов, или, как их называют в крыму, дрынов. За то время, что мы шли через лес я успел провести кастинг среди подножного обилия флоры. К вечеру у меня уже была пригодная для хождения палочка, на которую можно опереться.

После очередного поворота мы вышли на небольшую поляну. Этой поляне и было суждено приютить нас на ночь (правда стоянку мы устроили не на самой поляне, а рядом с ней, среди секвой).

Организация стоянок проходила следующим образом: вначале все отдыхают с минуту, после этого Ростик достает котелок и наполняет его водой. Саша, Слава и я собираем дрова, Надя в это время начинает нарезать картошку и морковку для ужина. Все при деле, все заняты. Потом все ставят свои палатки и перетряхивают рюкзаки. На этой стоянке мы были не одни. Чуть выше стояла еще 1 группа. Они вели себя тихо. Чего не скажешь о кострище чуть ниже.

Его в общем-то не разжигали, так как стояли там не долго. Не долго, но очень громко. Дело в том, что чуть ниже нас был родник, а близ расположенная дорога в сочетании с этим родником просто обязана быть шумной. Вначале там стояли коневоды. Видимо стоят они тут часто, так как палатку поставить не на продуктах лошадиной жизнедеятельности было сложно. Но мы справились. А с утра на месте коневодов оказались мотолюбители.